ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2012 года N 816-пп
О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 616-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 12.12.2016 N 396-пп.
____________________________________________________________________
Правительство Тверской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 616-пп "О государственной программе Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2013 - 2018 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Комитета по делам молодежи Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Губернатор области
А.В. Шевелев
Приложение 1
к постановлению Правительства
Тверской области
от 25.12.2012 N 816-пп
"Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 18.10.2012 N 616-пп
Государственная программа Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2013 - 2018 годы
Паспорт государственной программы Тверской области
Наименование государственной | Государственная программа Тверской области |
Администратор государственной | К омитет по делам молодежи Тверской области (далее - Комитет) |
Срок реализации государственной | 2013 - 2018 годы |
Цели государственной | "Создание условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Патриотическое и гражданское воспитание молодых граждан" (далее - подпрограмма 1). |
Ожидаемые результаты реализации государственной | Увеличение доли молодых граждан Тверской области, участвующих в мероприятиях государственной молодежной политики, до 54%. |
Объемы и источники финансирования государственной | О бщий объем финансирования программы на 2013 -2018 годы - 429981,0 тыс. руб., осуществляется за счет областного бюджета Тверской области, в том числе: |
Подпрограмма | 2013 год | 2014 | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Подпрограмма 1 | 9340,0 | 9340,0 | 9340,0 | 9340,0 | 9340,0 | 9340,0 |
Подпрограмма 2 | 21385,1 | 21646,1 | 21646,1 | 21646,1 | 21646,1 | 21646,1 |
Подпрограмма 3 | 24702,9 | 24702,9 | 24702,9 | 24702,9 | 24702,9 | 24702,9 |
Обеспечивающая подпрограмма | 16018,0 | 16018,0 | 16018,0 | 16018,0 | 16018,0 | 16018,0 |
Всего | 71446,0 | 71707,0 | 71707,0 | 71707,0 | 71707,0 | 71707,0 |
Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Подраздел I Общая характеристика сферы государственной молодежной политики
1. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития.
2. Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
3. Эффективная государственная молодежная политика - один из главных инструментов развития Тверской области, повышения благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений.
Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития региона невозможно без активного участия молодежи.
4. Молодежь Тверской области - это более 300 тысяч людей в возрасте от 14 до 30 лет. При этом 75,3% молодых людей проживают в городах Тверской области и лишь 24,7% - в сельской местности.
По возрастным категориям молодое население Тверской области делится следующим образом:
а) в возрасте 14-15 лет - 7,7%;
б) в возрасте 16-17 лет - 8,5%;
в) в возрасте 18-24 лет - 43,7%;
г) в возрасте 25-30 лет - 40,1%.
По видам деятельности наибольшие группы составляют: работающая молодежь - 40%, учащиеся школ – 20 %, студенты вузов – 15% и ссузов – 7%.
5. Государственная молодежная политика в Тверской области является одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства Тверской области.
За последний период сформировались следующие основные тенденции в развитии молодежной политики в Тверской области:
а) определены нормативно-правовые основы государственной молодежной политики в Тверской области. Принят закон Тверской области от 30.07.1998 N 27-ОЗ-2 "О государственной молодежной политике в Тверской области" и постановление Администрации Тверской области от 18.09.2007 N 265-па "Об основах молодежной политики в Тверской области на 2008-2015 годы";
б) созданы условия по институциональному обеспечению молодежной политики. В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 83-пп "Об утверждении Положения о Комитете по делам молодежи Тверской области", областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим реализацию на территории Тверской области государственной молодежной политики и межотраслевую координацию по данному вопросу, является Комитет. В настоящее время на территории Тверской области органы по делам молодежи действуют в 42 муниципальных образованиях, созданы 15 учреждений (3 государственных и 12 муниципальных), оказывающих услуги для молодежи;
в) началось формирование кадрового корпуса молодежной политики. Складывающаяся система подготовки специалистов по работе с молодежью характеризуется вариативностью и многоуровневостью. Общая численность специалистов отрасли молодежной политики в Тверской области составляет 305 человек;
г) в реализации молодежной политики одним из основных механизмов стал программно-целевой подход. На региональном уровне была принята долгосрочная целевая программа Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан", утвержденная постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 281-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан". Реализация программы сыграла положительную роль в создании механизмов и принципов реализации молодежной политики.
6. На основании данной долгосрочной целевой программы Тверской области в большинстве муниципальных образованиях Тверской области были приняты свои программы по реализации молодежной политики. Активизировалась работа региональных и муниципальных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.
7. Одним из приоритетов государственной молодежной политики объявлено решение жилищной проблемы молодых граждан тверского региона. С этой целью Тверская область активно участвует в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В период с 2009 по 2011 год около 600 молодых семей, проживающих в Тверской области, улучшили свои жилищные условия.
8. В последние годы активно шел процесс создания детских и молодежных общественных объединений. На сегодняшний момент на территории Тверской области осуществляют деятельность более 500 детских и молодежных общественных объединений.
9. Активизировалась совместная деятельность с региональными молодежными добровольческими центрами по созданию системы поддержки волонтерского движения и добровольчества, что позволило Тверской области в 2011 году по рейтингу субъектов Российской Федерации занять 10 место, а в Центральном федеральном округе 3 место по количеству добровольцев.
10. Уделяется внимание и подготовке молодежного кадрового резерва. В 2011 году сформирован второй состав Молодежной палаты при Законодательном Собрании Тверской области, при Правительстве Тверской области создано Молодежное правительство. Ведут активную работу молодежные муниципальные советы при главах районов и советах депутатов.
Подраздел II Основные проблемы в сфере государственной молодежной политики
11. Вместе с тем в ходе реализации долгосрочной целевой программы "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" на 2009-2012 годы и анализа реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Тверской области выявлены следующие основные проблемы в данной сфере.
12. Несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям региона.
В ходе социально-экономических преобразований последних десятилетий жизненные ценности, являющиеся приоритетными для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования. Заметно снизилось воспитательное воздействие на молодежь культуры, искусства и образования. Во многом утратили роль инструмента духовно-культурной политики государства и средства массовой информации.
В молодежной среде наблюдается распространение равнодушия, жажды легкой наживы, неуважительного отношения к труду, к окружающей среде обитания, государству, "малой родине", к ее истории и традициям.
Так, по данным социологических исследований только 39% молодых жителей Тверской области считают себя патриотами своей Родины. Часть молодежи Верхневолжья не связывает свое будущее с родным краем, ориентируется на карьеру в других регионах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.
Рост охвата молодого поколения асоциальными проявлениями, числа правонарушений молодежи обостряет социальную напряженность в обществе, создает угрозу развитию гражданского общества.
13. Отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и обладающей лидерскими качествами молодежи.
В настоящее время в органах государственного и муниципального управления отсутствует актуальная и комплексная информация о молодых людях, обладающих высоким потенциалом, в связи с чем в регионе недостаточно проработаны механизмы выявления и продвижения инициативной и обладающей лидерскими качествами молодежи.
14. Отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества.
Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в общественно-политической жизни общества, составляет менее 10 процентов от общей численности молодых граждан. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной и семейной.
15. Ограниченные возможности молодежи для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.
Сохраняется тенденция, при которой молодежь Верхневолжья в зависимости от места проживания находится в неравном положении не только в социально-экономической сфере, но и в общественно-политической и культурной жизни.
В численности населения региона трудоспособного возраста молодежь составляет более трети - 35%. Далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности трудовых ресурсов.
Вместе с тем около одной трети молодых людей не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в области составляет около 30%.
Ввиду отсутствия у молодежи свободных финансовых средств для стартового капитала тормозится развитие молодежного предпринимательства. Растет потребность в государственной поддержке временной и сезонной занятости студенческой молодежи, проведения комплекса мероприятий для работающей молодежи.
16. Наличие у молодежи негативных этнических и религиозных стереотипов.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70% обвиняемых - это молодежь.
17. Несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.
Низкая информированность о специфических потребностях разных групп молодежи и нехватка современных специальных знаний порождают проблему недостаточного уровня профессиональной компетенции и проектной деятельности специалистов, работающих в молодежной среде. Уровень оборудования, которым оснащены учреждения по работе с молодежью, и состояние материально-технической базы учреждений ограничивают возможности получения молодыми людьми актуальных навыков, а также использования сотрудниками данных учреждений современных технологий работы.
18. Недостаточная обеспеченность жильем молодых семей.
Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. Отсутствие отдельного жилья, неудовлетворительные жилищные условия способствуют созданию психологического дискомфорта, который зачастую приводит к нестабильности семейных отношений, разводам.
Эти процессы осложняются в молодых семьях недостаточным уровнем их материальной обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно невысокой заработной платы молодежи, отсутствием у нее опыта семейной и социальной жизнедеятельности.
Подраздел III Основные направления решения проблем в сфере государственной молодежной политики
19. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Тверской области до 2020 года определены следующие основные направления решения вышеназванных проблем: