Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2007 года N 265-па

Об Основах молодежной политики в Тверской области на 2008-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 ноября 2015 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 10.11.2015 N 524-пп.
____________________________________________________________________

{Наименование в редакции постановления Правительства от 24.07.2012 N 432-пп}

(Изменения:
постановление Администрации от 24.06.2008 г. N 174-па НГРru69000200800264
постановление Правительства от 24.07.2012 N 432-пп НГРru69000201200733
постановление Правительства от 03.09.2014 N 449-пп НГРru69000201400822)

Администрация Тверской области постановляет:

1. Утвердить Основы молодежной политики в Тверской области на 2008-2015 годы (прилагаются).

{п.1 в редакции постановления Правительства от 24.07.2012 N 432-пп}

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области Д.В.Зеленин

Приложение

Утверждены

постановлением Администрации

Тверской области

от 18.09.2007 N 265-па

{приложение в редакции

постановления Правительства от 24.07.2012 N 432-пп

постановления Правительства от 03.09.2014 N 449-пп}

Основы молодежной политики в Тверской области на 2008-2012 годы

Введение


Молодежь современной России - это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. В ходе проводимых реформ в России произошли существенные изменения базовых основ жизни общества, и новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны. Практика участия молодежи в жизни общества показывает, что ее значительная часть оказалась способна к быстрому восприятию ценностей демократии и рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. Вместе с тем, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост численности уже существующих и возникновение новых групп риска. Все более заметно усиление и распространение протестных настроений, экстремизма и радикализма. При этом происходит ослабление воспитательного влияния на молодежь семьи, системы образования и сферы занятости.

В целях усиления роли молодежи и увеличения ее вклада в устойчивое социально-экономическое развитие страны Правительство Российской Федерации распоряжением от 18.12.2006 N 1760-р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации" утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее - Стратегия). Впервые в истории страны принят документ, определяющий принципы и приоритеты государства в одном из наиболее важных направлений развития государства и общества.

Принятая Стратегия нацелена на развитие потенциала молодежи в интересах страны и предусматривает участие молодых граждан в разработке, оценке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики и механизмов ее реализации.

В Стратегии закреплен принципиально новый подход к реализации государственной молодежной политики. Она четко определяет ее цель и приоритеты. Реализация Стратегии будет осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В этой связи назрела серьезная необходимость принятия основополагающего документа, определяющего основные направления, приоритеты и принципы молодежной политики в Тверской области.

Принимая во внимание общие тенденции в молодежной среде в Российской Федерации, необходимо учитывать особенности Тверской области, ее социально-экономического положения и развития, социального состава молодежи, ее потребности и проблемы.

В настоящее время численность молодежи Тверской области - 295 тысяч человек, что составляет 21% от общего количества населения региона.

Произошедшие перемены в жизни страны и Тверской области привели к изменению состояния молодежной среды, которые характеризуются как отрицательными, так и положительными тенденциями.

С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи:

- уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения Тверской области в связи с негативными демографическими процессами. По сравнению с 1989 годом численность молодых людей уменьшилась на 7,6 тысячи (на 2,5%) (все население за это время сократилось на 14%). В городских поселениях число молодых людей снизилось на 4,7 тысячи человек (2%), в сельской местности - на 2,9 тысячи (4%). Налицо кризис молодой семьи - растет количество разводов и так называемых гражданских браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;

- ухудшается состояние здоровья, физическая и психическая дееспособность молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. Самым уязвимым и незащищенным сегодня является здоровье молодых людей в возрастной группе 15-19 лет;

- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды;

- снижается образовательный уровень, происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников.

Около одной трети молодых людей не в состоянии успешно адаптироваться к жесткой экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. В численности населения региона трудоспособного возраста молодежь составляет более трети - 35%: в городских поселениях - 36%, в сельской местности - 32%.

Далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности трудовых ресурсов. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в области составляет около 30%;

- происходит деформация морально-нравственных ориентиров, девальвируются такие базовые ценности, как семья, патриотизм.

Основная часть молодежи нуждается в услугах и помощи специализированных служб, компенсирующих недостаток жизненного опыта.

С другой стороны, можно говорить и о положительных тенденциях в молодежной среде:

- растет самостоятельность, практичность и расчетливость молодых людей, ответственность за свою судьбу;

- возрастает мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам;

- увеличивается престижность образования среди молодежи;

- растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;

- в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем.

Необходимо отметить, что за последние 10 лет сформировались основные тенденции в развитии молодежной политики в Тверской области.

Во-первых, определены ее нормативно-правовые основы. В 1998 году Законодательным Собранием Тверской области был принят Закон Тверской области от 30.07.1998 N 27-ОЗ-2 "О государственной молодежной политике в Тверской области", в котором государственная молодежная политика в Тверской области была определена как составная часть молодежной политики Российской Федерации, представляющая собой деятельность органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленная на обеспечение социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи, а также на соблюдение ее прав на территории Тверской области.

Во-вторых, созданы условия по институциональному обеспечению молодежной политики. Прежде всего это создание в 1996 году комитета по делам молодежи Администрации Тверской области, на который были возложены функции по реализации молодежной политики на территории тверского региона, в том числе межотраслевая координация по данному вопросу и формирование органов по молодежной политике на муниципальном уровне, учреждений по работе с молодежью. В настоящее время на территории Тверской области органы по делам молодежи действуют в 41 муниципальном образовании, созданы 15 учреждений (3 государственных и 12 муниципальных), оказывающих услуги для молодежи.

В-третьих, началось формирование кадрового корпуса молодежной политики. Складывающаяся система подготовки специалистов по работе с молодежью характеризуется вариативностью и многоуровневостью.

В-четвертых, в реализации молодежной политики одним из основных механизмов стал программно-целевой подход. На региональном уровне реализуется долгосрочная целевая программа Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан", утвержденная постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 281-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан". Реализация программы сыграла положительную роль в создании механизмов и принципов реализации молодежной политики.

На основании долгосрочной целевой программы Тверской области в муниципальных образованиях Тверской области принимаются свои программы по реализации молодежной политики. Активизировалась работа региональных и муниципальных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Одним из приоритетов государственной молодежной политики объявлено решение жилищной проблемы молодых граждан тверского региона. Для решения этой задачи Тверская область активно участвует в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В период с 2003 по 2006 год около 500 молодых семей улучшили свои жилищные условия.";

В последние годы активно шел процесс создания детских и молодежных общественных объединений. На сегодняшний момент на территории Тверской области осуществляют деятельность 538 детских и молодежных общественных объединения. Однако участие в их деятельности принимают пока всего 3% молодежи, лишь 1% - это члены политических партий и движений.

В настоящее время возникла реальная необходимость качественно новых подходов к решению проблем молодежи. Настало время перехода от сугубо социальной направленности молодежной политики к политике создания условий для самореализации молодежи, привитию ей навыков самостоятельного решения своих проблем. Молодежная политика должна быть тесно увязана с социально-экономическим развитием тверского региона.

Актуальными проблемами молодежной политики в тверском регионе на современном этапе являются:

- несоответствие нормативной правовой базы молодежной политики задачам, стоящим перед ней на современном этапе развития региона;

- слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;

- отсутствие современной научно-методической базы на региональном уровне и системы мониторинга состояния молодежной среды;

- ограниченность инфраструктуры учреждений и поставщиков социальных услуг для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;

- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики;

- отсутствие системной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений.

В целом данные проблемы снижают эффективность молодежной политики, лишают ее комплексности и системности.

В этой связи настоящие Основы молодежной политики в Тверской области на 2008-2012 годы (далее - Основы) позволят:

1. Определить основные приоритетные направления молодежной политики и меры по их реализации.

2. Определить стандарты и подходы в практической деятельности всех уровней государственной власти и местного самоуправления Тверской области, институтов гражданского общества в сфере молодежной политики.

3. Служить основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научного, кадрового и организационного обеспечения молодежной политики в тверском регионе.

4. Выступать в роли основного документа при разработке целевых программ в области молодежной политики.

Реализация документа позволит создать механизмы перевода молодежи из ресурса (пассивного резерва) в активный субъект социально-экономических отношений.

1. Цели, задачи и принципы молодежной политики в Тверской области

Целью молодежной политики в Тверской области является развитие и реализация потенциала молодежи, в том числе и в интересах развития региона.

Основными задачами молодежной политики являются:

- создание социально-экономических, правовых и организационных условий для развития и реализации потенциала молодежи, в том числе и в интересах региона;

- осуществление системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения и формирование у молодежи гражданской позиции, патриотизма и ответственности;

- повышение социально-политической активности молодежи;

- создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности, содействие молодым гражданам в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

- содействие формированию и подготовке в регионе активных молодых управленцев, молодых политиков, положительных молодежных лидеров в различных сферах жизни общества, желающих осуществлять созидательную деятельность в интересах развития региона;

- развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно полезных инициатив молодежи.

Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Тверской области на основе следующих принципов:

- определение приоритетных направлений в молодежной политике с учетом социально-экономического развития региона;

- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений молодежной политики;

- взаимодействие органов власти, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

- информационная открытость.

2. Основные приоритетные направления молодежной политики в Тверской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»