Действующий

Об утверждении Концепции совершенствования правового положения государственных учреждений Тверской области и плана-графика мероприятий по изменению типа государственных учреждений Тверской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области

Раздел III Особенности регулирования деятельности учреждений различных типов


Основным принципом совершенствования организации бюджетного сектора в Тверской области является направленность на повышение эффективности его функционирования, в том числе на основе:

рационализации количества и масштабов деятельности учреждений (например, путем вертикальной централизации с созданием соответствующих учреждений на уровне районов либо на межрайонном уровне) с целью снижения совокупных затрат на администрирование, повышения гибкости и профессионализма в деятельности учреждений при оказании государственных услуг, обеспечения законности и эффективности управления бюджетной сетью;

выбора отвечающего текущей ситуации типа учреждения - казенное, бюджетное либо автономное и (при необходимости) оперативного изменения типа учреждения для достижения оптимального соотношения возможностей и ответственности учреждения, обеспечения оказания услуг наиболее высокого качества.

В рамках реализации положений Федерального закона N 83-ФЗ регулирование деятельности учреждений различных типов необходимо основывать на следующих подходах.

Подраздел I. Подходы к регулированию деятельности казенных учреждений

Определение состава учреждений, которым следует функционировать в качестве казенных, должно основываться на правовых и экономико-управленческих критериях. На этой основе к казенным следует относить учреждения, выполняющие функции исполнительных органов государственной власти, а также:

учреждения, обладающие недостаточным кадровым потенциалом;

учреждения, объем финансирования которых недостаточно гибко зависит от объема оказываемых ими услуг (выполняемых работ) в силу специфики оказываемых ими услуг (выполняемых работ).

Также возможно использование в качестве критериев определения состава казенных учреждений иных факторов, свидетельствующих о целесообразности развития некоммерческой организации в качестве казенного учреждения.

В Тверской области к настоящему времени приняты решения о целесообразности создания в качестве казенных 57 государственных учреждений Тверской области. В отношении них мероприятия по созданию казенных учреждений необходимо завершить до 1 декабря 2011 года.

В дальнейшем путем изменения типа в казенные учреждения планируется переводить государственные автономные учреждения или бюджетные учреждения, продемонстрировавшие неспособность к организации работы в качестве учреждений соответствующего типа, в том числе в связи с систематическим образованием просроченной кредиторской задолженности, нарушением требований к управлению государственным имуществом Тверской области, нарушением порядка расходования бюджетных средств, невыполнением государственного задания.

Принятие решения по указанным выше причинам об изменении типа бюджетного учреждения или автономного учреждения на казенное учреждение должно сопровождаться мерами по укреплению кадрового потенциала учреждения. Альтернативной мерой созданию казенного учреждения при выявлении подобных нарушений может стать принятие кадровых решений в отношении руководства соответствующих учреждений.

Допускается и обратный процесс: изменение типа казенных учреждений на бюджетные и автономные, в случае если правовые либо экономико-управленческие причины их функционирования в качестве казенных утратят свое значение. Инициатива по изменению типа казенного учреждения на учреждение другого типа может исходить, в том числе, и от трудового коллектива.

Подраздел II. Подходы к регулированию деятельности бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения должны стать преимущественной формой организации деятельности государственных учреждений Тверской области. В соответствии с законом Тверской области от 29.11.2010 N 101-ЗО "Об особенностях правового положения государственных бюджетных и казенных учреждений Тверской области в переходный период" большинство бюджетных учреждений Тверской области в полном объеме перейдет на новые принципы финансирования путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - субсидии) начиная с 1 января 2012 года.

В 2011 году положения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации применительно к получателю бюджетных средств, распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято в установленном порядке решение о предоставлении им субсидий.

При этом в 2011 году целесообразно отработать процедуры организации деятельности бюджетных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется в "пилотном" режиме путем предоставления субсидий. В этих целях в четвертом квартале 2011 года исполнительные органы государственной власти Тверской области, имеющие большую сеть подведомственных учреждений, должны обеспечить перевод в установленном порядке отдельных учреждений на финансовое обеспечение путем предоставления субсидий с 1 октября 2011 года.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", после изменения формы финансового обеспечения и исключения из числа участников бюджетного процесса бюджетные учреждения будут заключать гражданско-правовые договора при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных учреждений.

При организации работы бюджетных учреждений необходимо учитывать, что независимо от сроков перевода данных учреждений на получение субсидий ряд норм федерального законодательства на данные учреждения распространяется уже с 01.01.2011 (включая нормы об ограничении ответственности публичного правового образования по обязательствам бюджетных учреждений, о содержании трудовых договоров, о необходимости утверждения перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества). В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ указанные нормы не распространяются на учреждения, включенные в установленном порядке в перечни казенных учреждений, подлежащих созданию путем изменения типа существующих государственных учреждений Тверской области.

Исполнительные органы государственной власти Тверской области должны в полном объеме обеспечить реализацию действующих в отношении бюджетных учреждений норм федерального законодательства, для чего своевременно принимать необходимые правовые акты и проводить разъяснительную работу с подведомственными учреждениями. Необходимо не допускать возникновения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения по причинам, связанным с недостатками финансового планирования в областных исполнительных органах государственной власти.

Подраздел III. Подходы к регулированию деятельности автономных учреждений

В связи с тем, что после принятия Федерального закона N 83-ФЗ автономные и бюджетные учреждения по своим правам и обязанностям практически сравнялись, рост числа государственных автономных учреждений Тверской области не рассматривается в качестве приоритетного механизма оптимизации деятельности бюджетного сектора. Автономные учреждения планируется создавать и поддерживать в тех сферах, где их деятельность допускается федеральным законодательством, в случаях если в конкретной сфере удастся выявить преимущества деятельности учреждения в статусе автономного. Предложения по созданию автономного учреждения могут исходить, в том числе, от трудового коллектива бюджетного или казенного учреждения.

Аргументами в пользу осуществления деятельности учреждения в статусе автономного могут выступать:

возможность использования бoльших свобод в текущем управлении финансово-хозяйственной деятельностью учреждения;

целесообразность участия учреждения в уставном капитале других юридических лиц;

потребность в дополнительном общественном контроле за деятельностью учреждения со стороны наблюдательного совета учреждения;

высокий кадровый потенциал учреждения;

наличие программы развития учреждения, утвержденной в порядке, установленном отраслевым органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.