ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2012 года N 756-пп
Об утверждении областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2013-2015 годы
(Изменение .
Утратило силу Постановлением Правительства от 14.10.2013 N 836-пп
НГР RU56000201301145)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Левинсон Н.Л.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 31.08.2012 N 756-пп
Областная целевая программа
по улучшению условий и охраны труда в
Оренбургской области на 2013-2015 годы
Наименование | - | областная целевая программа по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2013-2015 годы (далее – Программа) |
Основание для | - | |
Государственный | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Разработчики и | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области; |
Основные цели | - | основными целями Программы являются: улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций. |
Сроки реализации | - | 2013-2015 годы |
Важнейшие целевые | - | численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более: в 2013 году - 570 человек, в 2014 году – 565 человек, в 2015 году - 560 человек; |
Объемы и источники | - | объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 2 823 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные | - | снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве; |
Система организации | - | контроль за реализацией Программы осуществляет министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
МТиЗН | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Минздрав | - | министерство здравоохранения Оренбургской области |
Роспотребнадзор | - | территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области |
ФОПО | - | Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области |
Ростехнадзор | - | Управление по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области |
Гострудинспекция | - | государственная инспекция труда в Оренбургской области |
Фонд | - | государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
ООСПП | - | Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей |
ЦЗН | - | государственное бюджетное учреждение "Центр занятости населения" |
МЧС | - | главное управление МЧС России по Оренбургской области |
вузы | - | высшие учебные заведения |
НИИ | - | научно-исследовательские институты |
В Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.
Преемственность мероприятий областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, реализуемых в Оренбургской области с 1996 года, позволила решить ряд важных вопросов в сфере обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
На протяжении ряда лет в области отмечается уменьшение количества несчастных случаев на производстве. В период с 2007 по 2011 годы общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,6 раза - с 2,6 до 1,6 пострадавших на 1000 работающих.
Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда. Если в 2007 году в 414 организациях аттестовано 36 тыс. рабочих мест, то в 2011 году количество предприятий, завершивших данную процедуру, увеличилось в 3 раза и составило 1301 организация, количество рабочих мест выросло на 35 процентов (56 тыс. рабочих мест).
Доля освобожденных инженеров по охране труда в организациях с численностью работающих свыше 50 человек возросла с 70 процентов в 2007 году до 90 процентов к 2011 году.
Наметилась позитивная тенденция в обучении по охране труда руководителей и специалистов в учебных заведениях. Ежегодно количество обученных данной категории увеличивается на 10-20 процентов.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация с созданием безопасных условий труда на предприятиях остается напряженной.
В течение последних нескольких лет отмечается увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (с 39,2 процента в 2007 году до 42,7 процента в 2011 году) согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
Наибольшие значения данного показателя зафиксированы в отраслях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, - 57 процентов, на предприятиях обрабатывающих производств – 44,9 процента, в строительстве – 37,5 процента, в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды – 32,3 процента, транспорта и связи - 31,6 процента.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, на 1 января 2011 года износ основных фондов по видам экономической деятельности составил на предприятиях по добыче полезных ископаемых 67 процентов, в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - 38,3 процента, в обрабатывающих производствах – 37,3 процента.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных, устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства, рост числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, и зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Так, количество лиц с впервые выявленным профессиональным заболеванием в 2006 году составило 79 человек, в 2007 году - 52 человека, в 2008 году - 48 человек, в 2009 году – 73 человека, в 2010 году – 91 человек, в 2011 году – 93 человека.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. Если на 1 января 2012 года на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 21 560,9 рубля, то в сфере строительства - 5 342,9 рубля, сельского хозяйства – 1 207,4 рубля (в среднем по области - 7 212 рубля).
Разница в затратах на охрану труда приводит к нарушению трудового законодательства и высокому уровню производственного травматизма. Так, на 1 января 2012 года численность пострадавших в расчете на 1000 работающих составила в обрабатывающих производствах 1,9, в аграрном секторе - 2,8, против 0,8 в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в среднем по области – 1,6).
Но кроме причин недостаточного количества финансовых и материальных затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда.
В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
Целями Программы являются улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Оренбургской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда в организациях;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны труда;
организационное и техническое обеспечение охраны труда;
улучшение условий труда работников через проведение аттестации рабочих мест;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Задачи реализуются за счет программных мероприятий, представленных в приложении N 3 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2013–2015 годы.
Программные мероприятия определены на основе анализа состояния условий и охраны труда в организациях муниципальных образований области, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти Оренбургской области, федеральных территориальных надзорных органов, Фонда, объединения работодателей и профессиональных союзов.
Программа сформирована как комплекс взаимосвязанных мероприятий, согласованных по срокам с исполнителями, обеспечивающих достижение основных целей - снижение смертности и утраты здоровья трудоспособного населения, обусловленных неблагоприятными производственными факторами, совершенствование системы охраны труда работников на производстве, создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Координатором исполнения Программы является МТиЗН.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет других источников (средства Фонда, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти, средства работодателей).
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета представлен в приложении N 2 к настоящей Программе составляет 2 823 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 938 тыс. рублей;
2014 год - 941 тыс. рублей;
2015 год - 944 тыс. рублей.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.