Недействующий

ЗАКОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 02 июля 2001 года N 241/285-II-ОЗ

О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области

(Изменение:
Закон Оренбургской области от 03.07.2006 N 359/64-IV-ОЗ, НГР RU56000200600264;
Закон Оренбургской области от 04.05.2007 N 1156/252-IV-ОЗ НГР RU56000200700144;
Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3052/670-IV-ОЗ НГР RU56000200900280;
Закон Оренбургской области от 29.04.2010 N 3540/813-IV-ОЗ; НГР RU56000201000203;
Утратил силу. Закон Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ, НГР RU56000201100107)

Принят Законодательным

Собранием области 20 июня 2001 года

(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона"


1. Целями настоящего Закона являются обеспечение реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории Оренбургской области, развитие торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность. (Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)

2. Закон распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, которые занимаются торговой деятельностью на территории области.

3. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, связанные с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. Указанные отношения регулируются соответствующими законодательными актами. (Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)

4. Нормативные правовые акты в области регулирования торговой деятельности, принимаемые органами государственной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, не должны устанавливать незаконные ограничения либо ужесточать ответственность участников торговой деятельности, предусмотренную федеральными законами, и не должны противоречить положениям настоящего Закона.

Статья 2. Задачи организации торговой деятельности в Оренбургской области


Основными задачами организации торговой деятельности в Оренбургской области являются:

насыщение потребительского рынка области товарами и услугами в соответствии со спросом населения;

развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;

создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;

участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности;

поддержка отечественных товаропроизводителей.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутили-рованная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;

розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;

торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Определение правового статуса субъектов торговой деятельности


1. Правовой статус субъектов торговой деятельности определяется свободным волеизъявлением его учредителей и юридически закрепляется актом государственной регистрации торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. С момента создания и государственной регистрации торговые организации и индивидуальные предприниматели вправе заниматься торговой деятельностью. Если на осуществление отдельных видов торговой деятельности требуется получение лицензии, то право на осуществление такой деятельности возникает с момента получения лицензии.

3. Специализация торговых объектов определяется субъектом торговой деятельности самостоятельно и в соответствии со стандартами, правилами торговли и другими нормативными актами государственных и муниципальных органов.

4. В определенных законодательством случаях товарная специализация закрепляется в специальных разрешениях, выдаваемых субъекту торговой деятельности соответствующими уполномоченными государственными или муниципальными органами.

5. Субъект торговой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 5. Торговые организации


1. В зависимости от форм собственности в Оренбургской области действуют торговые организации в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Торговая деятельность осуществляется как специализированными торговыми организациями, в которых единственным или основным является данный вид деятельности, так и многопрофильными организациями, производящими и реализующими широкий спектр товаров и услуг и занимающимися другими видами деятельности. Торговая деятельность может осуществляться в форме дополнительной услуги к основному и другим видам деятельности организации (юридического лица).

Статья 6. Объединения торговых организаций


1. Торговые организации как субъекты торговой деятельности могут в соответствии с законодательством Российской Федерации создавать объединения в форме ассоциаций и союзов. Объединения создаются для координации деятельности торговых организаций, защиты их интересов, а также повышения конкурентоспособности и максимизации прибыли самостоятельных хозяйствующих субъектов - участников объединения.

2. Не допускается использование объединений для монополизации и раздела товарных рынков, ограничения условий конкуренции для не входящих в них участников торговой деятельности, дискриминации в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от участия их в объединениях, а также использование таких объединений для ограничения деловой практики на товарных рынках.

3. Государственные и муниципальные органы содействуют повышению эффективности деятельности объединений торговых организаций с целью решения социальных задач по наиболее полному обеспечению потребностей населения в товарах и услугах, повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых отечественными товаропроизводителями, уменьшения издержек хозяйствующих субъектов и снижения на этой основе оптовых и розничных цен.

Статья 7. Индивидуальные предприниматели |


1. Граждане вправе заниматься торговой деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при соблюдении ими санитарных, ветеринарных и других норм и правил.

2. Продажа товаров индивидуальными предпринимателями с рук и лотков разрешается только в местах, специально отведенных для этого государственными и муниципальными органами. Индивидуальные предприниматели несут ответственность за качество и безопасность реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

Статья 8. Торговые организации для обслуживания отдельных категорий населения


1. Торговая деятельность на закрытых территориях (воинские части, исправительные учреждения, населенные пункты при специальных производствах и др.), а также в вахтовых поселках; на железнодорожном, воздушном и речном транспорте, в таможенных зонах, на территориях организаций, на территориях населенных пунктов, где образуются торговые организации, принадлежащие ведомству (учреждению, организации), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом специфики обслуживаемых категории покупателем и ведомственных правил.

2. На указанных в пункте 1 настоящей статьи территориях специализация торговых объектов, ассортимент реализуемых товаров, режим работы и другие элементы организации торговой деятельности согласовываются с администрацией организаций, отвечающих за производственную и жизнеобеспечивающую деятельность обслуживаемого объекта. В соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными требованиями на вышеуказанных территориях могут быть введены нормы отпуска отдельных товаров, запрет реализации некоторых товаров, запрет торговой деятельности индивидуальных предпринимателей и другие ограничения.

3. Размеры торговых надбавок, их регулирование в торговых объектах на указанных в пункте 1 настоящей статьи территориях, устанавливаются торговыми организациями на основе договоров с администрацией организаций, учреждений, отвечающих за производственную и жизнеобеспечивающую деятельность обслуживаемого объекта с учетом дотаций на содержание торговых объектов, объема и целей предоставляемых ими услуг и нормативных правовых актов, определяющих ценообразование.

Статья 9. Регистрация и отчетность субъектов торговой деятельности перед государственными органами


1. Торговые организации как субъекты торговой деятельности проходят государственную регистрацию и включаются в Единый государственный регистр предприятий и организаций. Индивидуальные предприниматели как субъекты торговой деятельности проходят государственную регистрацию в качестве предпринимателей. Торговые организации и индивидуальные предприниматели включаются в Регистр после прохождения ими государственной регистрации. Субъекты торговой деятельности в соответствии с действующим законодательством становятся на учет в налоговых и статистических органах.

2. Субъекты торговой деятельности должны обеспечить предусмотренные законодательством и соответствующими нормативными правовыми актами учет поступления и реализации товаров, бухгалтерскую и статистическую отчетность.

3. В целях учета и контроля закупки и реализации товаров индивидуальны предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, ведут в установленном порядке учет доходов и расходов. Торговые организации осуществляют учет хозяйственных операций в установленном законодательством порядке.

4. Субъекты торговой деятельности обязаны обеспечивать контролирующим органам доступ к документации о поступлении, реализации, качестве товаров и бухгалтерским документам в соответствии с их компетенцией.

5. В соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" все субъекты торговой деятельности при осуществлении торговых операций с населением обязаны применять в установленном порядке контрольно-кассовые машины. Контрольно-кассовые машины не применяются в случаях, предусмотренных Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации.

Статья 10. Ведение торговой деятельности


1. Торговая деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может ограничиваться определенной территорией и группой товаров в порядке и на условиях, установленных законодательством.

2. Запрещается торговая деятельность по закупке и реализации наркотических средств, взрывчатых веществ, товаров, не обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также по закупке и реализации других видов товаров, торговля которыми запрещена законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Полномочия органов государственной власти Оренбургской области в сфере торговой деятельности


(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)

1. Органы государственной власти Оренбургской области в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории Оренбургской области;

разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов Оренбургской области в области государственного регулирования торговой деятельности;

установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Оренбургской области;

проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Оренбургской области;

разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Оренбургской области;

иные предусмотренные Законом полномочия.

2. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в сфере торговой деятельности


Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципальных образований услугами торговли, устанавливают режим работы муниципальных организаций торговли.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам защиты прав потребителей, обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг).

3. Органы местного самоуправления, определенные законом области, вы дают разрешение на право организации рынка юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. (Изменение: Закон Оренбургской области от 06.07.2009 г. N 3052/670-IV-ОЗ НГР RU56000200900280)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»