ЗАКОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
от 02 июля 2001 года N 241/285-II-ОЗ
О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области
(Изменение:
Закон Оренбургской области от 03.07.2006 N 359/64-IV-ОЗ, НГР RU56000200600264;
Закон Оренбургской области от 04.05.2007 N 1156/252-IV-ОЗ НГР RU56000200700144;
Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3052/670-IV-ОЗ НГР RU56000200900280;
Закон Оренбургской области от 29.04.2010 N 3540/813-IV-ОЗ; НГР RU56000201000203;
Утратил силу. Закон Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ, НГР RU56000201100107)
Принят Законодательным
Собранием области 20 июня 2001 года
(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)
1. Целями настоящего Закона являются обеспечение реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории Оренбургской области, развитие торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность. (Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)
2. Закон распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, которые занимаются торговой деятельностью на территории области.
3. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, связанные с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. Указанные отношения регулируются соответствующими законодательными актами. (Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)
4. Нормативные правовые акты в области регулирования торговой деятельности, принимаемые органами государственной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, не должны устанавливать незаконные ограничения либо ужесточать ответственность участников торговой деятельности, предусмотренную федеральными законами, и не должны противоречить положениям настоящего Закона.
Основными задачами организации торговой деятельности в Оренбургской области являются:
насыщение потребительского рынка области товарами и услугами в соответствии со спросом населения;
развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности;
поддержка отечественных товаропроизводителей.
(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутили-рованная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;
розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;
торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
1. Правовой статус субъектов торговой деятельности определяется свободным волеизъявлением его учредителей и юридически закрепляется актом государственной регистрации торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. С момента создания и государственной регистрации торговые организации и индивидуальные предприниматели вправе заниматься торговой деятельностью. Если на осуществление отдельных видов торговой деятельности требуется получение лицензии, то право на осуществление такой деятельности возникает с момента получения лицензии.
3. Специализация торговых объектов определяется субъектом торговой деятельности самостоятельно и в соответствии со стандартами, правилами торговли и другими нормативными актами государственных и муниципальных органов.
4. В определенных законодательством случаях товарная специализация закрепляется в специальных разрешениях, выдаваемых субъекту торговой деятельности соответствующими уполномоченными государственными или муниципальными органами.
5. Субъект торговой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
1. В зависимости от форм собственности в Оренбургской области действуют торговые организации в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Торговая деятельность осуществляется как специализированными торговыми организациями, в которых единственным или основным является данный вид деятельности, так и многопрофильными организациями, производящими и реализующими широкий спектр товаров и услуг и занимающимися другими видами деятельности. Торговая деятельность может осуществляться в форме дополнительной услуги к основному и другим видам деятельности организации (юридического лица).
1. Торговые организации как субъекты торговой деятельности могут в соответствии с законодательством Российской Федерации создавать объединения в форме ассоциаций и союзов. Объединения создаются для координации деятельности торговых организаций, защиты их интересов, а также повышения конкурентоспособности и максимизации прибыли самостоятельных хозяйствующих субъектов - участников объединения.
2. Не допускается использование объединений для монополизации и раздела товарных рынков, ограничения условий конкуренции для не входящих в них участников торговой деятельности, дискриминации в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от участия их в объединениях, а также использование таких объединений для ограничения деловой практики на товарных рынках.
3. Государственные и муниципальные органы содействуют повышению эффективности деятельности объединений торговых организаций с целью решения социальных задач по наиболее полному обеспечению потребностей населения в товарах и услугах, повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых отечественными товаропроизводителями, уменьшения издержек хозяйствующих субъектов и снижения на этой основе оптовых и розничных цен.
1. Граждане вправе заниматься торговой деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при соблюдении ими санитарных, ветеринарных и других норм и правил.
2. Продажа товаров индивидуальными предпринимателями с рук и лотков разрешается только в местах, специально отведенных для этого государственными и муниципальными органами. Индивидуальные предприниматели несут ответственность за качество и безопасность реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.
1. Торговая деятельность на закрытых территориях (воинские части, исправительные учреждения, населенные пункты при специальных производствах и др.), а также в вахтовых поселках; на железнодорожном, воздушном и речном транспорте, в таможенных зонах, на территориях организаций, на территориях населенных пунктов, где образуются торговые организации, принадлежащие ведомству (учреждению, организации), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом специфики обслуживаемых категории покупателем и ведомственных правил.
2. На указанных в пункте 1 настоящей статьи территориях специализация торговых объектов, ассортимент реализуемых товаров, режим работы и другие элементы организации торговой деятельности согласовываются с администрацией организаций, отвечающих за производственную и жизнеобеспечивающую деятельность обслуживаемого объекта. В соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными требованиями на вышеуказанных территориях могут быть введены нормы отпуска отдельных товаров, запрет реализации некоторых товаров, запрет торговой деятельности индивидуальных предпринимателей и другие ограничения.
3. Размеры торговых надбавок, их регулирование в торговых объектах на указанных в пункте 1 настоящей статьи территориях, устанавливаются торговыми организациями на основе договоров с администрацией организаций, учреждений, отвечающих за производственную и жизнеобеспечивающую деятельность обслуживаемого объекта с учетом дотаций на содержание торговых объектов, объема и целей предоставляемых ими услуг и нормативных правовых актов, определяющих ценообразование.
1. Торговые организации как субъекты торговой деятельности проходят государственную регистрацию и включаются в Единый государственный регистр предприятий и организаций. Индивидуальные предприниматели как субъекты торговой деятельности проходят государственную регистрацию в качестве предпринимателей. Торговые организации и индивидуальные предприниматели включаются в Регистр после прохождения ими государственной регистрации. Субъекты торговой деятельности в соответствии с действующим законодательством становятся на учет в налоговых и статистических органах.
2. Субъекты торговой деятельности должны обеспечить предусмотренные законодательством и соответствующими нормативными правовыми актами учет поступления и реализации товаров, бухгалтерскую и статистическую отчетность.
3. В целях учета и контроля закупки и реализации товаров индивидуальны предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, ведут в установленном порядке учет доходов и расходов. Торговые организации осуществляют учет хозяйственных операций в установленном законодательством порядке.
4. Субъекты торговой деятельности обязаны обеспечивать контролирующим органам доступ к документации о поступлении, реализации, качестве товаров и бухгалтерским документам в соответствии с их компетенцией.
5. В соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" все субъекты торговой деятельности при осуществлении торговых операций с населением обязаны применять в установленном порядке контрольно-кассовые машины. Контрольно-кассовые машины не применяются в случаях, предусмотренных Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации.
1. Торговая деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может ограничиваться определенной территорией и группой товаров в порядке и на условиях, установленных законодательством.
2. Запрещается торговая деятельность по закупке и реализации наркотических средств, взрывчатых веществ, товаров, не обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также по закупке и реализации других видов товаров, торговля которыми запрещена законодательством Российской Федерации.
(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2010 N 3563/834-IV-ОЗ;НГР RU56000201000204)
1. Органы государственной власти Оренбургской области в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:
реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории Оренбургской области;
разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов Оренбургской области в области государственного регулирования торговой деятельности;
установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Оренбургской области;
проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Оренбургской области;
разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Оренбургской области;
иные предусмотренные Законом полномочия.
Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципальных образований услугами торговли, устанавливают режим работы муниципальных организаций торговли.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам защиты прав потребителей, обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг).
3. Органы местного самоуправления, определенные законом области, вы дают разрешение на право организации рынка юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. (Изменение: Закон Оренбургской области от 06.07.2009 г. N 3052/670-IV-ОЗ НГР RU56000200900280)