Недействующий

ЗАКОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 сентября 2007 года N 1496/300-IV-ОЗ

Об областной целевой программе "О содержании и воспроизводстве лесов на территории Оренбургской области на 2008-2010 годы"

(Изменение:
Закон Оренбургской области от 04.05.2008 г. N 2098/442-IV-ОЗ НГР RU56000200800142;
Закон Оренбургской области от 12.03.2009 г. N 2790/604-IV-ОЗ НГР RU56000200900096;
Закон Оренбургской области от 27.04.2009 N 2932/644-IV-ОЗ;НГР RU56000200900200;
Закон Оренбургской области от 29.09.2009 N 3098/686-IV-ОЗ;НГР RU56000200900431;
Закон Оренбургской области от 17.12.2010 N 4129/958-IV-ОЗ НГР RU56000201000724;
Утратил силу в связи с истечением срока действия. Закон Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ НГР RU56000200200040)

Принят Законодательным

Собранием области 22 августа 2007 г.

Статья 1.


Утвердить прилагаемую областную целевую программу "О содержании и воспроизводстве лесов на территории Оренбургской области на 2008 - 2010 годы".

Статья 2.


Правительству Оренбургской области при формировании областного бюджета на 2008, 2009, 2010 годы предусмотреть необходимые ассигнования на финансирование указанной программы.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор Оренбургской области А.А.Чернышев

  Приложение
     к Закону
     Оренбургской области
     от 7 сентября 2007 г. N 1496/300-IV-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "О СОДЕРЖАНИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

(далее - Программа)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основание для разработки

Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 17 мая 2007 года N 212-р "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "О содержании и воспроизводстве лесов на территории Оренбургской области на 2008 - 2010 годы"

Заказчик

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (в ред. Закона от 29.09.2009 г. N 3098/686-IV-ОЗ)

Основные разработчики

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, ФГОУ ВПО "Оренбургский государственный аграрный университет" (в ред. Закона от 29.09.2009 г. N 3098/686-IV-ОЗ)

Исполнители

Организации, привлекаемые к реализации Программы в установленном порядке
(в ред. Закона от 4.05.2008 г. N 2098/442-IV-ОЗ)

Основная цель

Осуществление комплекса лесоводственных, организационно-технических и экономических мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и не-истощительного лесопользования

Основные задачи

Сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда; обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития; увеличение площадей земель, покрытых лесом; защита сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии, опустынивания; улучшение качества природной среды и поверхностных водоисточников, повышение водообеспеченности сельскохозяйственных угодий;
улучшение социальных условий в сельских районах путем сохранения и создания рабочих мест; снижение угрозы парникового эффекта в соответствии с целями Киотского протокола
(в ред. Закона от 17.12.2010 г. N 4129/958-IV-ОЗ)

Срок реализации

2008-2010 годы

Объем и источник финансирования

Общий объем финансирования за счет областного бюджета -139434 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 59 690 тыс. рублей; 2009 год - 56 763 тыс. рублей; 2010 год - 22981 тыс. рублей. Ежегодное финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели областным бюджетом на соответствующий год

Система организации контроля

Контроль заходом реализации мероприятий Программы осуществляется департаментом по управлению лесами Оренбургской области.
(в ред. Закона от 4.05.2008 г. N 2098/442-IV-ОЗ)

Ожидаемые конечные результаты

Увеличение площади земель, покрытых лесной растительностью, на 3,1 тыс. гектаров и повышение лесистости территории области на 0,1 процента; дополнительное депонирование углерода из воздушного бассейна в объеме 23,4 тыс. тонн ежегодно; улучшение санитарного состояния лесов на площади 0,425 тыс. гектаров; качественное улучшение товарности древесины на 0,3 тыс. гектаров; защита 6,0 млн. гектаров земель от водной и ветровой эрозии; восстановление защитных функций существующих лесных насаждений; снижение ущерба, причиняемого ежегодно лесными пожарами, в 1,5 раза
(в ред. Закона от 17.12.2010 г. N 4129/958-IV-ОЗ)

(Изменение: Закон Оренбургской области от 04.05.2008 г. N 2098/442-IV-ОЗ НГР RU56000200800142; Закон Оренбургской области от 17.12.2010 N 4129/958-IV-ОЗ НГР RU56000201000724)

Основное содержание Программы

1. Содержание проблемы


Значение лесов как средообразующего и природного фактора, улучшающего естественную среду обитания человека, а также как восполняемого источника ресурсов для развития экономики Оренбургской области особенно важно и актуально.

Лес играет важную роль в жизнедеятельности человека, является природным достоянием Оренбургской области, занимает 4,6 процента ее площади, или 697,4 тыс. гектаров, что относит регион к безлесным территориям России.

В Оренбургской области, находящейся на юго-восточной окраине европейской части России, лишь 17 процентов территории занимает лесостепная зона, оставшиеся 83 процента приходятся на степную, сухостепную и полупустынную зоны с резко континентальным климатом и недостаточным увлажнением почвы. Древесные породы в этих зонах произрастают, как правило, по поймам рек.

Основным назначением лесов в Оренбургской области является выполнение водоохранных, противоэрозионных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природоохранных функций.

Помимо лесистости обеспеченность лесосырьевыми ресурсами того или иного региона характеризуется степенью наличия лесов в расчете на душу населения. В Оренбургской области на душу населения приходится 0,25 гектара покрытых лесом земель, что относит ее также к числу малообеспеченных лесными ресурсами.

В результате хозяйственной деятельности учреждений лесного хозяйства за последние 15 лет средняя лесистость области увеличилась с 4,4 процента до 4,6 процента.

Для усиления климаторегулирующей и защитной функции лесов долю лесных насаждений необходимо приблизить к 10 процентам.

С 1966 года удельный вес наиболее ценных хвойных пород на территории области увеличился с 10 процентов до 15 процентов. Система проводимых лесхозами лесохозяйственных мероприятий позволила увеличить с 1966 года запас спелой древесины на 1 гектар, в том числе по хвойным породам - на 4,6 процента, по наиболее ценной твердолиственной породе - дубу черешчатому - на 34 процента.

В последнее время в связи со снижением объемов проводимых лесхозами лесохозяйственных и лесокультурных мероприятий темпы положительной динамики заметно снизились. Если в 1997 году было заложено 1503 гектара лесных культур, то в настоящее время только 800 гектаров. Снижение объемов производимых работ имеет место и при проведении рубок леса, что в первую очередь связано с запрещением рубок главного пользования. В начале 70-х годов XX века ежегодно вырубалось более 300 тыс. куб. метров ликвидной древесины, тогда как в настоящее время - не более 90 тыс. куб. метров. Все это сказывается на увеличении возраста произрастающих на территории области насаждений, особенно основных лесообразующих пород.

В лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов Оренбургской области при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.

Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, мероприятий по охране лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении объемных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной службы.

Среди проблем лесного хозяйства наиболее острыми являются:

обеспечение сохранности и приумножения лесов в условиях современного антропогенного воздействия;

обеспечение своевременного восстановления непокрытых лесом земель лесного фонда;

обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней леса;

разработка научно обоснованных принципов ведения лесного хозяйства в условиях Оренбургской области и формирование региональных таксационных нормативов.

Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.

Вышеназванные проблемы невозможно разрешить комплексно и в приемлемые сроки без непосредственного участия государства как в плане постановки стратегических задач управления лесами и контроля за их выполнением, так и установления оптимально необходимого материального обеспечения по важнейшим направлениям ведения лесного хозяйства.

В целом реализация данной Программы позволит повысить ресурсный потенциал лесов в Оренбургской области, улучшить состояние естественной природной среды обитания человека и животных, обеспечить создание рабочих мест, а также послужит дополнительным источником ресурсов для развития экономики Оренбургской области.

2. Цель, задачи и срок реализации Программы


Основная цель Программы - осуществление комплекса лесоводственных, организационно-технических и экономических мер, направленных на сохранение, приумножение и воспроизводство лесов как сырьевой базы и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сохранить экологический и ресурсный потенциал лесов, их биологическое разнообразие путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;

увеличить площади земель, покрытых лесной растительностью;

обеспечить охрану лесов от пожаров, защиту их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;

обеспечить надежную и эффективную защиту почв от эрозии путем создания защитных лесных насаждений;

провести научно-исследовательские работы для рационального использования и воспроизводства лесов на принципах точного учета и научно обоснованной системы ведения лесного хозяйства.

Реализация Программы предусматривается в период с 2008 по 2010 год.

3. Система программных мероприятий


3.1. Охрана лесов от пожаров

Лесное хозяйство Оренбургской области несет большие потери от лесных пожаров, стихийных бедствий и других факторов. Анализ динамики пожарной обстановки в лесах в области показывает, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества лесных пожаров и, соответственно, затрат на их тушение, а также площадей, пройденных огнем. Особенно сложная обстановка складывается в лесах вблизи городов Оренбурга, Орска, Новотроицка. За период 1997 - 2001 годов произошло 293 лесных пожара и пройдено пожарами 1244,1 гектара лесного фонда. За последние пять лет (2002 - 2006 годы) произошло 638 лесных пожаров, которыми пройдено 5229 гектаров земель лесного фонда. Ежегодный ущерб от потери древесины определен в сумме 8,8 млн. рублей.

В условиях систематического дефицита финансирования лесной отрасли организации лесного хозяйства уже не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов. Выделяемых бюджетных средств на осуществление необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров не хватает. Если не принять действенные меры по оснащению пожарно-химических станций организаций лесного хозяйства, то бороться с лесными пожарами будет невозможно, так как лесопожарные автомобили и другая специальная техника имеют 100-процентный износ.

С целью предотвращения и ликвидации лесных пожаров в Программе предусмотрены мероприятия по обнаружению и ликвидации пожароопасных ситуаций на территории лесных насаждений Оренбургской области через осуществление мониторинга наземным способом. Его направленность заключается в развитии сети пожарно-химических станций, пожарно-наблюдательных вышек, противопожарных водоемов и скважин в непосредственной близости к участкам лесного фонда, осуществлении комплекса организационно-технических мер.

Выполнение программных мероприятий по охране лесов от пожаров предусматривается с использованием специализированной лесопожарной техники. Учитывая, что противопожарная техника не обновлялась более 15 лет, в Программе предусмотрены мероприятия по ее обновлению и перевооружению (приложение 4), что в свою очередь позволит к 2010 году добиться снижения причиняемого ежегодно лесными пожарами ущерба лесному хозяйству в 1,5 раза. Стоимость проведения мероприятий комплекса работ составит 46 790 тыс. рублей (приложения 1, 2).(Изменения: Закон Оренбургской области от 17.12.2010 N 4129/958-IV-ОЗ НГР RU56000201000724)

3.2. Защита лесов от вредителей и болезней леса

Лесные массивы области продолжают испытывать негативное воздействие различных факторов. Лесопатологическая ситуация в насаждениях области остается сложной.

Основными причинами ослабления лесных массивов являются комплексы неблагоприятных факторов абиотического, биотехногенного и техногенного характера. Основными из них являются антропогенное воздействие, неблагоприятные природно-климатические условия (ветер), грибные болезни - корневая губка. Именно в лесных насаждениях, имеющих высокую рекреационную нагрузку, формируются первичные очаги хвоелистогрызущих вредителей леса и возникают очаги опасных заболеваний леса, поэтому данные насаждения требуют повышенного внимания со стороны специалистов лесного хозяйства.

Основными болезнями в лесах области являются корневая губка, ложный и настоящий трутовики, основными вредителями - непарный шелкопряд, рыжий сосновый пилильщик и звездчатый пилильщик-ткач.

На основании данных лесопатологического мониторинга в рамках Программы предусматривается проведение профилактических лесозащитных мероприятий.

Выполнение профилактических лесозащитных мероприятий в лесных насаждениях с целью сдерживания в них роста очагов распространения вредителей и болезней будет осуществляться лесохозяйственными методами.

Реализация в рамках Программы лесоохранных мероприятий позволит стабилизировать развитие и самодостаточность экосистем и обезопасить их от лесных пожаров, возникающих по вине человека, существенно снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций стихийного характера, обеспечить защиту лесонасаждений от вредителей и болезней.

Общий объем ассигнований для реализации мероприятий Программы по защите лесов от вредителей и болезней составляет 1 323 тыс. рублей. (Изменения: Закон Оренбургской области от 17.12.2010 N 4129/958-IV-ОЗ НГР RU56000201000724)

3.3. Воспроизводство лесов

3.3.1. Создание лесных культур на землях лесного фонда

Основными объектами работ по посадке леса являются площади, пройденные лесными пожарами, вырубки прошлых лет и пустыри, не имеющие достаточного количества подроста хозяйственно ценных пород, условий для их возобновления и подлежащие искусственному лесовосстановлению.

Преимущественно посадку проектируется произвести хвойными породами (сосна, лиственница), которые в условиях региона являются наиболее ценными.

По материалам лесоустройства объем работ по лесовосстановлению путем посадки лесных культур на ревизионный период составляет 10990 гектаров.

Для обеспечения работ по созданию лесных культур посадочным материалом в организациях лесного хозяйства области функционируют лесные питомники. В целях реализации мероприятий Программы планируется заготовить 1759 кг семян.

За 2008 - 2010 годы планируется увеличить площадь лесных насаждений методом посадки на площади 2 413 гектаров.

Общий объем ассигнований на выполнение данных мероприятий составит 77 111 тыс. рублей (приложение 2).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»