АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 февраля 2011 года N 47
Об утверждении краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 16.10.2017 N 370, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 19.10.2017).
____________________________________________________________________
{Изменения: постановление Администрации края от 18 июля 2011 года N 388.}
{Новая редакция с изменениями от 18 июля 2011 года.}
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 972 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" постановляю:
1. Утвердить краевую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы.
2. Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (Притупов В.Г.) предусматривать в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год финансирование мероприятий краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы
Наименование | краевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011 - 2013 ходы (далее - "Программа") |
Основание для | |
Государственный | Администрация Алтайского края |
Основные разработчики | краевое казенное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае") {в редакции постановления Администрации края от 18 июля 2011 года N 388 .} |
Цель программы | снижение рисков и смягчение последствий аварий и стихийных бедствий в Алтайском крае для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Основные задачи | разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; |
Важнейшие целевые | снижение показателей травматизма и гибели людей при чрезвычайных ситуациях (при пожарах), процентов; |
Срок реализации | 2011 - 2013 годы |
Исполнители основных | ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" {в редакции постановления Администрации края от 18 июля 2011 года N 388 .}; |
Объемы и источники | общий объем финансирования мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составит 33859 тыс. рублей, в том числе по годам {в редакции постановления Администрации края от 18 июля 2011 года N 388 .}: |
Ожидаемые результаты | уменьшение на 3 процента количества случаев гибели людей при чрезвычайных ситуациях (при пожарах); |
Объектом программы является население Алтайского края.
Предмет регулирования программы - защита населения Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сфера действия программы - территория Алтайского края.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
На территории Алтайского края возможно возникновение различных видов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
Основными рисками природного характера в Алтайском крае являются снежные заносы, наводнения, паводки, ураганные ветры, лесные пожары. Из вышеперечисленных чрезвычайных ситуаций наиболее крупные масштабы имеют опасные гидрологические явления и лесные пожары.
Опасные гидрологические явления. На территории региона насчитывается более девяти тысяч рек и более одиннадцати тысяч озер. Разветвленная гидрографическая сеть оказывает большое влияние на прохождение весеннего паводка, во время которого ежегодно многие населенные пункты края подвергаются наводнениям и подтоплениям. В Алтайском крае в зону возможного подтопления в результате паводков в весенне-летний период попадают 22 административные территории, 60 населенных пунктов, 10125 жилых домов (56 тыс. человек).
Лесные пожары. Более одной трети лесов Алтайского края относятся к лесам I и II классов природной пожарной опасности, то есть на занимаемой ими территории в течение всего пожароопасного сезона, а особенно в периоды пожарных максимумов, возможно возникновение и распространение верховых пожаров. За 2009 год ликвидировано 592 лесостепных пожара (в 2008 г. - 1037), площадь пожаров составила 1149 га (в 2008 г. - 2575 га), в том числе лесных - 752 га. При рассмотрении риска возникновения лесных пожаров общая площадь, охваченная природными пожарами, может составлять до 122 км кв., общее количество населения, попадающего в зону чрезвычайных ситуаций, может достигнуть 500 тыс. чел., пострадавших - до 300 человек, погибших - до 20 чел., материальный ущерб возможен в размере до 1 млрд. руб.
Основными опасностями в техногенной сфере для Алтайского края являются следующие:
Потенциальные опасности в промышленности.
На территории Алтайского края расположено 169 потенциально опасных объектов, в том числе 59 пожароопасных, 76 взрывопожароопасных, 33 химически опасных объекта (в процессе производства на указанных объектах используется свыше 600 тонн аварийно химически опасных веществ, основными из которых являются хлор и аммиак) и 1 потенциально опасное крупное гидротехническое сооружение. Степень износа основных производственных фондов составляет в среднем 46%.
Потенциальные опасности в сфере ЖКХ.
Вызывает озабоченность обеспечение безопасности при эксплуатации систем жизнеобеспечения населения (тепло-, энерго-, водоснабжение, канализация). Степень износа основных производственных фондов и систем защиты от аварийных ситуаций в указанной сфере составляет в среднем 54%.
Потенциальные опасности на транспорте.
Продолжает оставаться высокой аварийность на транспорте. При этом подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий приходится на автомобильный транспорт. По данным Алтайского краевого отделения транспортной инспекции, в крае зарегистрировано 439322 единицы легковых автомобилей, 81612 единиц грузовых автомобилей, 12059 автобусов, в среднем за год перевозится до 200 млн. пассажиров и до трех млн. тонн грузов.
За 2009 год в Алтайском крае произошло 2907 дорожно-транспортных происшествий, что на 57,3% ниже аналогичного показателя 2008 года (5073).
К возможным опасностям биолого-социального характера в Алтайском крае относится возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на территории Алтайского края сохраняется высокий уровень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (таблица 1). Названные обстоятельства заставляют искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, совершенствовать методы их прогноза и предупреждения.
Наименование анализируемых | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1. Количество чрезвычайных | 32 | 65 | 55 | 47 | 45 | 3 |
1.1. техногенных | 27 | 64 | 52 | 47 | 44 | 2 |
1.2. природных | 5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1.3. биолого-социальных | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 |
2. Количество погибших, | 63 | 140 | 106 | 133 | 115 | 10 |
3. Количество | 220 | 17 | 103 | 150 | 48 | 117 |
4. Размер материального | 704,7 | 3,359 | 17,839 | 1,843 | 0,967 | 6,684 |
Несмотря на сложности социально-экономического развития, в последнее время вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в крае уделялось серьезное внимание. Например, в результате реализации краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005 - 2010 годы" в указанный период уменьшилось количество пострадавших от чрезвычайных ситуаций, произошло снижение размера материального ущерба. Так, среднегодовой материальный ущерб за это время составил около 26138 тысяч рублей (по сравнению с 704007 тысячами рублей в 2004 году).
Главной задачей на современном этапе развития Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) является обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в пределах показателей приемлемого риска). Для ее решения в 2009 году создана группировка краевой государственной противопожарной службы в составе 77 пожарных частей, которые необходимо оснастить современной пожарно-спасательной техникой и оборудованием.
Важным направлением в реализации указанных мероприятий является принятие краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы как последовательного продолжения краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005 - 2010 годы". Достижение главной цели программы позволит осуществлять на территории края постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать комплекс мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основной целью программы является обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах показателей приемлемого риска.
Основные задачи программы:
разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и обеспечение комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях;
разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов Алтайской ТП РСЧС к действиям в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;