Действующий

Об утверждении Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (с изменениями на 13 октября 2017 года)

2. Базовые государственные информационные ресурсы


Базовыми государственными информационными ресурсами предлагается признавать информационные ресурсы, содержащие сведения о первичном правовом статусе объекта или субъекта правоотношений и достаточные для однозначной и универсальной идентификации указанных объектов или субъектов правоотношений при взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. При этом должны быть охвачены все значимые для взаимодействия органов государственной власти, физических и юридических лиц правоотношения, участниками которых являются:

субъекты правоотношений (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, индивидуальные предприниматели, публично-правовые образования);

объекты правоотношений (объекты административно-территориального деления, территории, географические наименования, адреса, имущество, имущественные права).

В настоящее время существуют информационные ресурсы, которые выполняют функцию определения первичного правового статуса или первичного учета объектов и субъектов правоотношений, но им не может быть присвоен статус базовых государственных информационных ресурсов, так как информация из указанных информационных ресурсов не используется для формирования сведений в других информационных ресурсах.

Так, для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ведется Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Единый государственный реестр). Однако сведения из Единого государственного реестра в большинстве случаев не используются для ведения органами исполнительной власти иных информационных ресурсов, куда вносятся сведения о юридических лицах, аналогичные ранее внесенным в Единый государственный реестр.

Включение сведений в единый федеральный реестр туроператоров, содержащий информацию о туроператорах, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" осуществлять туроператорскую деятельность, или в Реестр морских портов Российской Федерации, в котором подлежат государственной регистрации сведения о морских портах в соответствии с Федеральным законом "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется на основании сведений и документов от заявителей без учета сведений, ранее внесенных в Единый государственный реестр.

Кроме того, в большинстве случаев в составе кодов или сведений различных информационных ресурсов не используется номер записи из Единого государственного реестра. Это не позволяет иметь в информационных ресурсах актуальные сведения о юридических лицах в соответствии с Единым государственным реестром, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить однозначную идентификацию указанных лиц и приводит к несопоставимости данных, повторному и многократному представлению заявителями в различные органы государственной власти сведений и документов, ранее представленных в Единый государственный реестр.

Ряд нормативных правовых актов, регламентирующих учет информации об отдельных видах территориального деления, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 года N 344 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации" определяет соответствующий информационный ресурс, но не содержит полноценного порядка ведения, изменения и применения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации. Соответствующие нормы носят общий характер, не определяя права и обязанности лиц, ответственных за своевременное внесение сведений в реестр. Кроме того, присваиваемый в указанном реестре муниципальным образованиям номер записи, как и иные сведения реестра, не используются в других информационных ресурсах, что не позволяет единообразно и своевременно идентифицировать изменения, связанные с муниципальными образованиями.

В ряде значимых для взаимодействия органов государственной власти, физических и юридических лиц социально-экономических сфер полностью отсутствуют информационные ресурсы, которым может быть присвоен статус базовых государственных информационных ресурсов. В частности, отсутствует единая система учета населения, который осуществляется различными органами государственной власти для выполнения ведомственных функций - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом Российской Федерации, органами записи актов гражданского состояния. Это обстоятельство не позволяет обеспечить полноценную идентификацию гражданина Российской Федерации для различных целей, в том числе для предоставления льгот, выдачи субсидий, корректного расчета государственного (муниципального) задания, статистики.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 1245. - См. предыдущую редакцию)

На I этапе реализации Концепции в рамках разработки нормативных правовых актов, регулирующих вопросы систематизации и кодирования информации на федеральном уровне, в отношении базовых государственных информационных ресурсов предлагается решение следующих задач:

установление нового понятия базового государственного информационного ресурса, а также утверждение перечня базовых государственных информационных ресурсов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за создание, ведение, изменение и применение базовых государственных информационных ресурсов, в том числе с учетом существующих информационных ресурсов;

закрепление, что ведение различных информационных ресурсов осуществляется исходя из необходимости обеспечения соответствия сведений в них сведениям базовых государственных информационных ресурсов посредством использования информации, предоставляемой из базовых государственных информационных ресурсов в установленном порядке;

определение, что в составе кода либо в составе сведений информационного ресурса, включающего данные, ранее включенные в базовый государственный информационный ресурс, используется идентификатор или код, присвоенный информации в базовом государственном информационном ресурсе;

определение общих подходов к порядку создания, ведения, изменения и применения базовых государственных информационных ресурсов, а также включение (исключение) сведений в базовые государственные информационные ресурсы ответственными федеральными органами исполнительной власти. При этом необходимо проработать процедуру согласования изменений структуры и формата данных в базовых государственных информационных ресурсах между федеральными органами исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межведомственную координацию в сфере систематизации и кодирования информации;

установление обязанности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межведомственную координацию в сфере систематизации и кодирования информации:

обеспечения принятия (изменения) соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ведения информационных ресурсов, включенных в перечень базовых государственных информационных ресурсов, не позднее 1 июля 2015 года, в том числе с учетом положений законодательства Российской Федерации;

обеспечения принятия (изменения) нормативных правовых актов в целях исключения избыточных требований к заявителям о предоставлении сведений и документов об объектах и субъектах правоотношений в базовые государственные информационные ресурсы, в случае если соответствующие сведения уже вносятся в иные базовые государственные информационные ресурсы, не позднее 1 января 2016 года в дополнение к аналогичным мероприятиям, проводимым в рамках оптимизации процессов предоставления государственных (муниципальных) услуг.

На II этапе реализации Концепции указанные задачи необходимо решать на региональном (муниципальном) уровне.