Программа сформирована в соответствии с установленным Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" разделением образования на:
общее образование (включая дошкольное образование);
профессиональное образование (среднее профессиональное и высшее образование);
дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
С учетом данного разделения, а также с учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих полномочий:
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях;
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях;
финансовое обеспечение получения дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам;
организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях;
организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
обеспечение мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации, реализация государственной молодежной политики.
Поскольку сфера образования является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, достижение значений ряда показателей Программы, а также реализация ее подпрограмм связаны с деятельностью субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Достижение указанных ниже целевых показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм зависит от объемов ее финансового обеспечения из федерального бюджета, но прежде всего обеспечивается за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации:
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
удельный вес численности воспитанников частных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и старше, охваченных образовательными программами, соответствующими новому образовательному стандарту дошкольного образования;
отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации;
отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации;
отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций общего образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации;
отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций;
охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет);
доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в экономике населения указанной возрастной группы;
удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, задействованных в мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти в рамках реализации государственной молодежной политики, молодежными и детскими общественными объединениями, пользующимися государственной поддержкой, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет.
В целях осуществления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, а также для координации и мониторинга модернизации региональных систем образования Программой по ряду показателей предусмотрены значения для городских поселений и для сельской местности.
Отдельной задачей модернизации системы образования является разработка и реализация решений, обеспечивающих координацию взаимодействия федеральной и региональной составляющих государственной политики в сфере образования. Соответствующие решения лежат в плоскости оптимизационных мероприятий, при которых высвобождающимся педагогам сети профессионального образования могут предоставляться рабочие места в организациях общего образования (с учетом необходимой переподготовки и повышения квалификации и иных мероприятий). Аналогичные подходы могут применяться к рациональному использованию имущественного комплекса системы образования. Другим направлением координации федеральной и региональной составляющих государственной политики в сфере образования является увязка государственного задания за счет средств федерального бюджета на подготовку специалистов в системе профессионального образования с реальными потребностями регионов в соответствующих специалистах. Такие подходы сегодня развиваются через инструменты формирования и распределения контрольных цифр приема граждан на соответствующие программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Региональные "дорожные карты" изменений в сфере образования являются ключевым инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения соответствующих целевых показателей (индикаторов) Программы.