Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (с изменениями на 31 августа 2024 года)

1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"


В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.

Внедрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, расширяются возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 2-го ребенка (субсидия) для граждан, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа), реализуемые в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приняты и реализуются с 2019 года федеральные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".

В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в 2020 году в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) 1-го ребенка за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены 991,9 тыс. нуждающихся семей, в 2021 году - 1359,6 тыс. нуждающихся семей, в 2022 году - 1331,3 тыс. семей, в 2023 году за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - 1024,1 тыс. семей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

В целях реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, с 1 января 2019 г. осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости на Дальнем Востоке, в том числе предоставляются единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении 2-го ребенка. В 2021 году 39 тыс. семей предоставлены дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке. В 2022 году дополнительными мерами поддержки охвачено 38 тыс. семей. В 2023 году дополнительными мерами поддержки охвачено 34,6 тыс. семей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

С 1 января 2007 г. Пенсионным фондом Российской Федерации и с 1 января 2023 г. Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предоставляются средства материнского (семейного) капитала. С 2020 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал распространено на случаи рождения 1-го ребенка, а также введены положения, предусматривающие в случае рождения (усыновления) 2-го ребенка начиная с 1 января 2020 г. (при условии, что 1-й ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 г.) увеличение размера материнского (семейного) капитала. Действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 2030 года.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2023 года N 138; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

По состоянию на 1 января 2024 г. территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за время реализации указанной меры выдано 13760,5 тыс. государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (в том числе в 2020 году такой сертификат получили 1207,6 тыс. семей, в 2021 году 1053,5 тыс. семей, в 2022 году - 911,9 тыс. семей, в 2023 году - 924,3 тыс. семей).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

По состоянию на 1 января 2024 г. полностью использовали средства материнского (семейного) капитала более 7,8 млн. владельцев государственных сертификатов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" субсидию из федерального бюджета на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, в 2020-2021 годах (ежегодно) получили 75 субъектов Российской Федерации, в 2022 году - 76 субъектов Российской Федерации, при этом субсидия субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, предоставляется независимо от сложившейся демографической ситуации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524. - См. предыдущую редакцию)    

С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2021 г. в указанных субъектах Российской Федерации ежемесячная денежная выплата назначена около 1071,1 тыс. детей. В 2020 году выплату получили 570,9 тыс. семей, в 2021 году - 682,7 тыс. семей, в 2022 году - 735,2 тыс. семей, в 2023 году - 596,7 тыс. семей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 года N 1199. - См. предыдущую редакцию)

В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, в 2020-2022 годах в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524. - См. предыдущую редакцию)  

по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;

по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;

по софинансированию за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, реализовывались как пилотный проект в 2020 году на территории 18 регионов (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Камчатский край, Ставропольский край, Алтайский край, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, Тамбовская область, Воронежская область, Новосибирская область, Тюменская область, г.Москва), в 2021 году - также на территориях Забайкальского края, Приморского края, Амурской области, Нижегородской области, Самарской области и Ульяновской области. В 2022 году в пилотный проект вошли Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Красноярский край, Белгородская область, Владимирская область, Калужская область, Пензенская область, Сахалинская область и Челябинская область.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524. - См. предыдущую редакцию)  

По итогам 2020 года 113,6 тыс. человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь) в 18 пилотных регионах. В 2021 году в 24 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 108,7 тыс. человек. В 2022 году в 34 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 136,1 тыс. человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1524. - См. предыдущую редакцию)  

В 2023 году реализация пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, осуществлялась на территориях 34 субъектов Российской Федерации до 1 сентября 2023 г.