Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.
Реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации, но и востребованных в мире.
Реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий, определенной в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. N Пр-83, является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, определяет вариант достижения лидерства в ведущих научно-технологических секторах и фундаментальных научных исследованиях, который характеризуется:
восстановлением лидирующих позиций российской фундаментальной науки;
существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок;
концентрацией усилий на наиболее перспективных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позицию Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг;
увеличением спроса на научные и инженерные кадры;
ростом финансирования исследований и разработок со стороны бизнеса, в том числе со стороны новых создаваемых компаний и секторов экономики;
формированием развитой национальной инновационной системы.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Целевые ориентиры научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период направлены прежде всего на создание эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (далее - Программа) детализованы механизмы реализации указанных стратегий и определены конкретные меры, источники и объемы финансирования.
Так, например, в подпрограмме 1 "Фундаментальные научные исследования" предусмотрены мероприятия по реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, направленной на поддержку фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации и на восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки. Ключевым показателем, характеризующим результаты научных исследований, преимущественно фундаментальных, является показатель "Удельный вес Российской Федерации в общемировом количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), который отражен в Программе.
В части развития кадрового потенциала в рамках подпрограмм 1 "Фундаментальные научные исследования" и 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" реализуются мероприятия по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, по созданию под руководством ведущих ученых конкурентоспособных лабораторий мирового уровня, проводящих прорывные научные исследования и готовящих высококвалифицированные научные кадры. Научно-исследовательский сектор характеризуют показатели Программы "Средний возраст исследователей", "Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей".
Положение Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, о переводе государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу учтено путем реализации нового механизма финансирования науки в подведомственных вузах в рамках государственного задания, направленного на концентрацию выделяемых бюджетных средств на ведущих исследователях, ведущих лабораториях, отдельных задельных научных проектах и востребованной научной инфраструктуре.
Также в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на финансирование научных исследований на основе всестороннего развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
В целях реализации положений указанных стратегий учтены такие мероприятия, характеризующие основные направления и меры государственной политики в области науки, технологий, инноваций и развития интеллектуального потенциала, как кадры и человеческий капитал, инфраструктура сектора исследований и разработок, взаимодействие и кооперация, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы, международное сотрудничество и интеграция.
Для успешной реализации проводимой государством политики нужно понимать, какие главные проблемы (прежде всего социально-экономические) стоят перед человечеством в целом и перед страной в частности, и эффективно решать их за счет развития науки и новых технологий.
Системные изменения в государственной научно-технической политике (изменение регулирования, масштабные структурные реформы - реформа Российской академии наук, развитие системы фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, формирование новой системы регулирования труда научных работников) направлены на предоставление большей свободы научным и образовательным организациям в выборе направлений, тематик и способов организации научных исследований и разработок.
Одновременно в сфере науки и технологий формируются новые механизмы, обеспечивающие развитие конкуренции, создающие возможность концентрации ресурсов на наиболее интересных идеях, результативных ученых, коллективах, организациях. Расширяются возможности научных и образовательных организаций по управлению полученными научными, научно-техническими результатами, их самостоятельной коммерциализации, передачи прав индустриальным партнерам, развитию новых направлений бизнеса с использованием возможностей, предоставляемых институтами развития.
Таким образом, стратегия действий, направленная на научно-технологическое развитие Российской Федерации, нацелена на встраивание науки в общеэкономические процессы Российской Федерации и призвана обеспечить структурные сдвиги экономики, рост качества жизни и благосостояния нации, в том числе за счет эффективного использования ее интеллектуального потенциала. Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
создание возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;
создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок;
формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки.