Основные направления реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на территории Дальневосточного федерального округа
Важнейшим фактором устойчивого развития Дальневосточного федерального округа является развитие транспортной инфраструктуры, что обусловлено масштабами его территории, неравномерным социально-экономическим развитием и низкой плотностью населения.
Прогнозы социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа определяют необходимость опережающего формирования опорной транспортной сети, в том числе на территориях нового освоения, включая его северо-восточную часть.
Комплексный подход к развитию транспортной системы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) предполагает реализацию взаимосвязанных мероприятий инвестиционного и текущего характера, которые реализуются в рамках подпрограмм и федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Целями реализации мероприятий являются сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа и созданию базовых условий жизнедеятельности на его территории, удовлетворение возрастающего спроса на транспортные услуги.
Для достижения данных целей необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
развитие опорной сети транспортных коммуникаций;
создание транспортной инфраструктуры для реализации комплексных инвестиционных проектов развития территории Дальневосточного федерального округа;
развитие сети аэропортов и взлетно-посадочных полос региональных и местных воздушных линий в интересах повышения транспортной доступности территории Дальневосточного федерального округа, предоставления качественных и безопасных транспортных услуг для населения;
развитие перевозок железнодорожным, воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов;
удовлетворение транспортных потребностей внешней торговли и реализация транзитного потенциала территории Дальневосточного федерального округа.
Особое внимание будет уделено базовым транспортным артериям Дальнего Востока - Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям, которые обслуживают не только грузообразующие комплексы на территории Дальневосточного федерального округа, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пограничными станциями на границе Российской Федерации с Монголией, Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой.
Задача по развитию железнодорожных линий решается путем реализации мероприятий подпрограммы "Магистральный железнодорожный транспорт" Программы и подпрограммы "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", которые предусматривают увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, формирование направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось, модернизацию постоянных устройств и сооружений. За время реализации указанных мероприятий будет введено в эксплуатацию 513,7 километра новых железнодорожных линий и дополнительных главных путей.
Развитие автомобильных дорог федерального значения обеспечивается комплексом мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" Программы и подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". В субъектах Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа будет построено и реконструировано в 2016-2020 годах 423,2 километра автомобильных дорог федерального значения.
В результате развития опорной сети автомобильных дорог общего пользования будут связаны между собой все социально-экономические центры макрорегиона, обеспечены транспортные связи с морскими портами Российской Федерации и сопредельными государствами. Реконструкция автомобильной дороги "Уссури" (Хабаровск - Владивосток) будет способствовать развитию экономики и торговли с пограничными районами Китайской Народной Республики, Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики, а также с Японией и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Планируется строительство автомагистрали "Восток" (Хабаровск - Находка), которая решит проблему связи портов Находка и Восточный с транспортным коридором Восток - Запад. Будет завершено приведение автомобильных дорог "Лена" (Невер - Якутск) и "Колыма" (Якутск - Магадан) в состояние, соответствующее обслуживаемой ими интенсивности транспортных потоков. Автодорожная сеть Чукотского автономного округа будет соединена с автомобильной дорогой "Колыма". Все это обеспечит круглогодичную связь северо-востока макрорегиона с дорожной сетью страны.
Строительство автомобильной дороги "Вилюй" (от автомобильной дороги М-53 "Байкал" - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск) решит задачи северного завоза грузов и экономического развития вновь осваиваемых территорий. Будет продолжена реконструкция участков автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Холмск, автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск и подъезда к аэропорту Петропавловск-Камчатский.
Формирование опорной сети автомобильных дорог будет подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения, что обеспечит рост транспортной доступности и повышение качества жизни в сельских населенных пунктах и малых городах. В 2016-2017 годах будет построено и реконструировано 388,3 километра автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.
В рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" Программы предусматривается реализация мероприятий по увеличению пропускной способности российских морских портов. Планируется развитие инфраструктуры в 2 морских портах, в том числе портовых мощностей в портах Ванино, Козьмино, Холмск, Невельск, Петропавловск-Камчатский и нового порта в бухте Набиль (Сахалинская область).
Прирост производственной мощности российских портов в Дальневосточном федеральном округе к 2020 году составит 12 млн. тонн в год. В 2016-2019 годах общий объем финансирования мероприятий по развитию инфраструктуры морского транспорта составит 57 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 8,8 млрд. рублей.
Кроме того, в 2020 году планируется строительство грузопассажирского судна для обеспечения сообщения Командорских островов и г.Северо-Курильска с г.Петропавловском-Камчатским.
Для повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров и комплексного развития крупных транспортных узлов в подпрограмме "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" будет подготовлен инвестиционный проект на условиях государственно-частного партнерства "Развитие транспортного узла "Восточный-Находка" (Приморский край). Объем финансирования в 2016-2019 годах составит 98,1 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 11,8 млрд. рублей.
Обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах осуществляется путем реализации мероприятий по субсидированию пассажирских перевозок и компенсации потерь в доходах транспортных предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. Решение этой задачи будет способствовать повышению пространственной и ценовой доступности услуг транспорта для населения в Дальневосточном федеральном округе, включая малообеспеченные слои населения.
Подпрограмма "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" Программы включает мероприятия по содействию повышению доступности воздушных перевозок для населения, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок, государственной поддержке авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основное мероприятие "Содействие повышению доступности воздушных перевозок населению, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок" указанной подпрограммы обеспечивается за счет реализации мер по предоставлению субсидий организациям воздушного транспорта в целях повышения доступности воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, а также организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации. Объем финансирования данного мероприятия из средств федерального бюджета в период 2016-2019 годов составит 12,5 млрд. рублей, что позволит перевезти 1,8 млн. пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть и в обратном направлении за счет мер государственной поддержки.
Основное мероприятие "Государственная поддержка авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" указанной подпрограммы обеспечивается за счет реализации мер государственной поддержки аэропортов и федеральных казенных предприятий, расположенных и обслуживающих районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.