Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (с изменениями на 31 марта 2020 года) (утратило силу с 10.04.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 N 484)

Формирование и функционирование Воркутинской опорной зоны


Непосредственное участие Республики Коми предполагается в части совместной работы по формированию концепции Воркутинской опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1.

Воркутинская опорная зона включает в себя муниципальное образование городского округа "Воркута" Республики Коми.

Муниципальное образование городского округа "Воркута" не имеет прямого выхода к Северному морскому пути, однако выступает как один из стратегически выгодных, опорных транспортно-логистических и промышленных узлов с точки зрения развития транспортно-логистической инфраструктуры для освоения и социально-экономического развития Арктики.

Этот транспортный узел обеспечивает логистику воркутинской угольной продукции, доставку промышленных грузов и других полезных ископаемых в соседние регионы.

Кроме того, через указанный транспортный узел в перспективе будет осуществляться доставка полезных ископаемых в порт Сабетта с месторождений, находящихся вне территории Арктической зоны Российской Федерации.

Связь с центром России из г.Воркуты осуществляется железнодорожным транспортом (магистраль Москва - Котлас - Воркута с ветками в северном и восточном направлении), а также авиационным транспортом (аэропорт класса В) - с гг.Москвой, Санкт-Петербургом и Сыктывкаром. Железнодорожная ветка, идущая через Урал в г.Лабытнанги, связывает г.Воркуту с Западной Сибирью. Автомобильное сообщение между г.Воркутой и другими городами России отсутствует.

Население муниципального образования городского округа "Воркута" по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 81,44 тыс. человек (постоянно уменьшается за счет миграции).

Муниципальное образование городского округа "Воркута" - моногород и крупнейший центр добычи угля Печорского угольного бассейна.

Муниципальное образование городского округа "Воркута" имеет огромный потенциал и возможности разработки расположенных на ее территории новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, широкого комплекса месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых, в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца и цинка, а также кварц-каолинового сырья.

Градообразующим является угледобывающее предприятие акционерное общество "Воркутауголь" (публичное акционерное общество "Северсталь"), работающее на территории Печорского угольного бассейна, который представляет собой крупную сырьевую базу для металлургической, коксохимической и энергетической промышленности.

Компания является крупнейшим в Северо-Западном федеральном округе России поставщиком энергетического угля, обеспечивая углем такие энергетические компании, промышленные предприятия и сектор жилищно-коммунального хозяйства, как Воркутинская ТЭЦ-1 и Воркутинская ТЭЦ-2 (открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9"), теплоэлектроцентраль открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" и Северодвинская теплоэлектроцентраль (открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2").

Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими в Европе запасами угля (порядка 4 млрд. тонн) и обладает высоким промышленным потенциалом.

В настоящее время акционерное общество "Воркутауголь" состоит из основного производства в виде 5 шахт ("Воргашорская", "Воркутинская", "Заполярная", "Комсомольская", "Северная"), разреза "Юньягинский" и центральной обогатительной фабрики "Печорская", а также сервисного предприятия "Воркутинский механический завод" и Воркутинского транспортного предприятия.

Муниципальное образование городского округа "Воркута" обладает значительными запасами различных природных ископаемых. Однако слабой стороной является крайне низкая их изученность. В связи с этим перспективы развития этого муниципального образования связаны только с освоением запасов каменного угля.

Таким образом, целью создания Воркутинской опорной зоны является повышение эффективности социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предполагает диверсификацию промышленного производства в монопрофильном муниципальном образовании, модернизацию и развитие транспортно-логистической инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий, а также создание условий для формирования комплексной системы обеспечения жизнедеятельности населения на территории Воркутинской опорной зоны.

Деятельность Воркутинской опорной зоны может способствовать увеличению добычи угля до 21,4 млн. тонн в год, росту объема производства брикетной продукции до 60 тыс. тонн в год, увеличению протяженности автомобильных дорог на 450 километров, вводу в эксплуатацию 1161 километра железнодорожных линий (из них строительство новых - 712 километров), приросту грузооборота до 24 млн. тонн в год, приросту площади покрытия Арктической зоны Российской Федерации высотными телекоммуникационными платформами до 3000 кв. километров ежегодно, стабилизации уровня зарегистрированной безработицы не более чем на 1,3 процента, оптимизации расходов на жилищно-коммунальное хозяйство г.Воркуты, что выражается в ежегодной экономии средств регионального бюджета до 170 млн. рублей, введению объекта размещения отходов (полигонов, площадок хранения) твердых бытовых и промышленных отходов, а также введению объекта туристической инфраструктуры.

Строительство участка железнодорожной ветки г.Воркута - пос.Усть-Кара позволит приступить к разработке новых месторождений твердых полезных ископаемых восточной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции Республики Коми и Ненецкого автономного округа и соединит арктическое побережье с европейской частью России.

Строительство автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к гг.Воркуте и Салехарду на участке Печора - Воркута позволит соединить Ненецкий автономный округ с Республикой Коми и федеральной сетью автомагистралей, что повлияет на развитие Воркутинской и Ненецкой опорных зон.

Кроме того, в случае реализации железнодорожного проекта "Северный широтный ход", который в перспективе должен соединить территории наиболее перспективных нефтегазовых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа, воркутинский железнодорожный узел будет выступать связующим звеном по перевалке ресурсов в западном направлении.

Реализация этого проекта обеспечит комплексное развитие Воркутинской опорной зоны и Ямало-Ненецкой опорной зоны.

Благодаря расширению пропускной способности действующих и строительству новых железнодорожных линий, автомобильных дорог, модернизации сети арктических портов появится в том числе возможность увеличить и реструктуризировать объемы грузоперевозок по Северному морскому пути.