На заседании подкомиссии по вопросам повышения качества оказания государственных услуг и мониторинга реализации поэтапных планов выполнения мероприятий, содержащих ежегодные индикаторы, обеспечивающие достижение целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", при Правительственной комиссии по проведению административной реформы 29 января 2014 года (далее - Подкомиссия) был представлен доклад по методике проведения социологического исследования и оценки удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг (далее - Методика).
Пунктом 4 раздела III протокола заседания Подкомиссии от 29 января 2014 года N 5 субъектам Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Методикой при проведении мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Методика с необходимыми приложениями направляется в целях для методологического руководства при осуществлении мероприятий по выявлению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации.
Методика была разработана Минэкономразвития России совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в соответствии с пунктами 1.7, 4.2 и 5.3 Плана выполнения мероприятий по достижению показателей, указанных в пункте 1 и подпункте "е" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ N 601, План соответственно). Указанными пунктами Плана предусмотрено проведение регулярных процедур по мониторингу достижения целевых значений качества предоставления государственных и муниципальных услуг на основе методологического инструментария, утвержденного Правительственной комиссией по проведению административной реформы (далее - Комиссия). Основными целями исследований, проводимых в соответствии с разработанной Методикой, таким образом являются выявление, анализ и оценка степени достижения установленных Указом N 601 целевых значений основных показателей совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации, относящихся к качеству предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - показатели), предусмотренных подпунктами "а", "г" и "д" пункта 1 Указа N 601, а именно:
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг;
сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг;
снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности.
Указанные социологические исследования проводились на базе инструментария Методики в 2011, 2012 и 2013 годах Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации.
Методика предусматривает проведение исследований методом репрезентативного социологического опроса с охватом всех категорий респондентов (включая представителей бизнес-сообщества).
Методика была одобрена в основном на заседании Правительственной Комиссии по проведению административной реформы 16 сентября 2013 года (пункт 2 протокола N 137).
Методика позволяет выявить динамику востребованности государственных и муниципальных услуг, фактические значений исследуемых показателей, проблемы, с которыми граждане Российской Федерации встречаются при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, а также влияния исследуемых показателей, иных параметров качества предоставления государственных и муниципальных услуг на уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Результаты исследования создают базис для работы по совершенствованию механизмов предоставления и дальнейшего повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Направляемые тексты Методики и приложений к ней дополнены пояснениями, облегчающими задачи адаптации Методики для использования при проведении мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации.
Приложения к Методике включают:
- анкету социологического опроса при исследовании общей удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг;
- инструкцию интервьюера по соблюдению научных стандартов осуществления опроса населения;
- инструкцию организатора социологического опроса в субъектах Российской Федерации;
- инструкцию по вводу данных в макет SPSS.
Указанные приложения использовались при проведении социологических исследований по исследованию общей удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.