ПРИКАЗ
от 28 октября 2013 года N 397/ГС
О порядке осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов
В соответствии с частью 7_3 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2012, N 53, ст.7614)
приказываю:
1. Утвердить порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Л.Д.Соловьеву.
Заместитель Министра
регионального развития
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
В.А.Токарев
Порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов
1. Настоящий порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Порядок, мониторинг) разработан с целью реализации единой государственной политики в вопросах развития территорий и систем коммунальной инфраструктуры в границах субъектов Российской Федерации.
2. Основными задачами осуществления мониторинга являются:
а) формирование комплексного подхода, преодоление ведомственных и межмуниципальных барьеров при разработке, утверждении и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - программ комплексного развития);
б) создание эффективного механизма контроля за достижением целевых показателей при вложении средств бюджетов (всех уровней) в коммунальную инфраструктуру и программы комплексного развития, инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, государственные программы, включающие мероприятия, направленные на развитие коммунальной инфраструктуры;
в) создание системы, ориентированной на результат в реализации программ комплексного развития, позволяющей решать вопросы на межмуниципальном уровне с учетом интересов субъекта федерации в целом;
г) создание на базе генеральных планов и документов территориального планирования поселений, городских округов, в рамках долгосрочной концепции развития субъекта Российской Федерации, единой обновляемой электронной информационной базы существующего состояния и перспективы развития коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
3. Основными принципами мониторинга являются:
а) достоверность - использование точной и достоверной информации, формализация методов сбора информации (информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть качественной и характеризоваться высокой степенью достоверности);
б) актуальность - информация, используемая в рамках мониторинга, должна отражать существующее положение по выполнению разработки, утверждения, реализации программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры на основе отчетных документов органов местного самоуправления (актов, ведомостей, отчетов и пр.);
в) доступность - информация о результатах мониторинга должна быть доступной для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
г) постоянство - мониторинг должен проводиться регулярно в соответствии со сроками, установленными настоящим Порядком;
д) единство - ведение мониторинга в единых формах и единицах измерения.
4. Основными этапами мониторинга являются:
а) первый этап - мониторинг процедуры разработки программ комплексного развития;
б) второй этап - мониторинг процедуры утверждения программ комплексного развития;
в) третий этап - мониторинг реализации мероприятий и внесения изменений в программу комплексного развития.
5. Периодичность предоставления информации по результатам мониторинга:
а) ежеквартально (до 10 числа следующего месяца) - информация по итогам мониторинга предоставляется муниципальными образованиями субъекту Российской Федерации;
б) по итогам полугодия (года) (до 15 числа следующего месяца) - информация по итогам мониторинга предоставляется субъектом Российской Федерации в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Субъект Российской Федерации вправе установить свою периодичность предоставления информации для муниципальных образований, но не реже сроков, установленных в настоящем Порядке.
6. Субъект Российской Федерации самостоятельно формирует систему индикаторов, необходимых для отражения, в зависимости от этапа, работы муниципальных образований с программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры, отражающих реализацию целей программы комплексного развития.
7. Мониторинг программ комплексного развития осуществляет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. Мониторинг представляет собой механизм общесистемной координации действий поселений, городских округов по разработке и совершенствованию программ комплексного развития, направленный на обеспечение их соответствия генеральным планам поселений, городских округов, мероприятиям, предусмотренным схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами, а также на недопущение отсутствия взаимосвязи мероприятий, предусмотренных схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, электроснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
9. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) определяет цели и задачи для каждого этапа проведения мониторинга;
б) формирует систему и перечень индикаторов, необходимых для каждого этапа проведения мониторинга, отражающих реализацию поставленных целей и задач мониторинга и программы комплексного развития;
в) утверждает формат и периодичность предоставления информации, необходимой для анализа соответствия запланированных мероприятий и фактических результатов программы комплексного развития, а также для оперативного контроля хода мониторинга;
г) устанавливает значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
10. При выполнении мониторинга проводится анализ следующей информации (нижеперечисленные требования являются обязательными для отражения в итогах мониторинга):
а) мониторинг процедуры разработки программ комплексного развития определяет качество организации на территории поселения, городского округа процесса разработки Программ комплексного развития по следующим показателям:
1) качественный и количественный охват поселений, городских округов;
2) комплексный подход к сбору и анализу информации для разработки программы комплексного развития (организация работы по сбору исходных данных от ресурсоснабжающих организаций для передачи разработчику программы, сроки, наличие паспортизации объектов коммунальной инфраструктуры, взаимодействие с органами регулирования тарифов коммунальной инфраструктуры, взаимодействие с субъектами естественных монополий по поставке коммунальных ресурсов);
3) наличие решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления сельского поселения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана. Программа комплексного развития такого сельского поселения не разрабатывается.
б) состояние, сроки и качество разработки программ комплексного развития, в том числе:
1) соблюдение графика проведения конкурсов на заключение муниципального контракта и календарного плана разработки программ комплексного развития;
2) источник финансирования разработки программ комплексного развития, наличие софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
3) качественные критерии разработчика программ комплексного развития должны содержать сведения о наличии у него предусмотренной законодательством Российской Федерации разрешительной документации на проведение данного вида работ, по муниципальным контрактам, заключенным в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
4) качественный состав разрабатываемой программы должен предусматривать:
- наличие увязки схем коммунальной инфраструктуры с генеральными планами поселения и между собой;
- наличие согласований графической части существующего и перспективного положения объектов коммунальной инфраструктуры с ресурсоснабжающими организациями, работающими на территории муниципального образования;
- выявление фактов несоответствия программ комплексного развития генеральным планам поселений, городских округов, проверки соответствия мероприятий по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, включенных в программы комплексного развития, мероприятиям, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами, а также сбалансированности взаимного влияния друг на друга мероприятий, предусмотренных схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, электроснабжения; схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами;
- определение оценки соответствия разработанной программы комплексного развития общим требованиям к программе комплексного развития, а именно в части соответствия:
- показателям перспективной застройки в поселении, городском округе на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, выданных технических условий на подключение (присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры, фактическим срокам реализации застройки в соответствии с генеральным планом муниципального образования по каждому году первых пяти лет и на следующие этапы;
- целевым показателям надежности, качества и энергетической эффективности развития каждой из систем коммунальной инфраструктуры и показателям качества коммунальных ресурсов, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- мероприятиям, направленным:
- на обеспечение новых объектов капитального строительства электро-, газо-, тепло-, водоснабжением и водоотведением, объектами, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
- на повышение надежности и обеспечения качества коммунальных ресурсов;
- на повышение эффективности и технического уровня объектов систем коммунальной инфраструктуры;
- на улучшение экологической ситуации на территории поселения, городского округа, с учетом достижения организациями систем коммунальной инфраструктуры нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
- мероприятиям по программам энергосбережения поселения, городского округа;
- прогнозу роста тарифов, исходя из долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) и долгосрочных параметров развития экономики;
- действующим тарифам, утвержденным уполномоченными органами;
- доступности для абонентов и потребителей стоимости всех коммунальных услуг с учетом затрат на реализацию программы комплексного развития (прогнозного совокупного платежа населения за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности) в соответствии с порядком осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;
5) оценить процент готовности программы и соответствие ее установленным требованиям по составу программы:
- оценить выполнение требований к составу программного документа:
- паспорт программы комплексного развития;
- характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры (текстовый документ);
- перспективы развития поселения, городского округа, прогноз застройки и прогноз спроса на коммунальные ресурсы на период утвержденных схем;
- перечень мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей;
- анализ источников инвестиций, тарифов (фактических, планируемых, прогноз с учетом реализации программы комплексного развития) и доступности программы комплексного развития для населения;
- отдельно оценить требования к составу обосновывающих материалов:
- обоснование перспективных показателей спроса на коммунальные ресурсы;
- обоснование перспективных показателей развития, прогноза застройки муниципального образования для разработки программы комплексного развития;
- характеристика состояния и проблем по каждой из систем коммунальной инфраструктуры;
- характеристика состояния и проблем в реализации энерго- и ресурсосбережения и учета, сбора информации;
- обоснование целевых показателей развития каждой из систем коммунальной инфраструктуры;
- перечень проектов по каждой системе коммунальной инфраструктуры (со ссылками на материалы утвержденных схем электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, инвестиционных программ и программ в области обращения с отходами);