ПРЕЗИДИУМ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 1968 года N 185/П-13
Об утверждении Положения о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтруда России от 20 октября 2020 года N 734
____________________________________________________________________
Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов
постановляют:
1. Утвердить Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда согласно Приложению.
2. Считать утратившим силу пункт 9 "Рекомендаций о порядке установления новых и изменения действующих норм выработки, времени и обслуживания на предприятиях", утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 5 августа 1964 года N 313/П-17, в части порядка утверждения межотраслевых и отраслевых единых и типовых норм выработки (времени) и обслуживания.
Заместитель Председателя
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда и
заработной платы
С.Новожилов
Секретарь
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
В.Прохоров
Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда
Положение является руководством при разработке нормативных материалов для нормирования труда.
Настоящим Положением предусматриваются:
- порядок планирования и организация разработки нормативных материалов для нормирования труда (нормативов времени, норм времени, выработки и др.);
- основные требования к содержанию, качеству и порядку разработки сборников нормативных материалов, включая требования к организационно-техническим условиям, учитываемым при проектировании нормативов (норм);
- порядок утверждения нормативных материалов.
Кроме того, в Положении освещается ряд других вопросов, связанных с подготовкой нормативных материалов для нормирования труда.
Межотраслевые нормативные материалы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях двух или более союзных или союзно-республиканских министерств (ведомств) СССР, например, Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы; Единые нормы времени (выработки) на подземные очистные горные работы для рудников черной и цветной металлургии; Общемашиностроительные нормативы времени на станочные работы.
Отраслевые нормативные материалы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях одного союзного или союзно-республиканского министерства (ведомства) СССР, например: Единые нормы выработки на очистные работы для угольных шахт; Типовые нормы выработки на производство тканей массовых артикулов.
По административно-территориальному признаку нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на общесоюзные, республиканские, районные и местные.
Общесоюзные нормативные материалы для нормирования труда применяются на предприятиях (в организациях, учреждениях), расположенных в любом районе Советского Союза.
Республиканские нормативные материалы для нормирования труда применяются на предприятиях (в организациях, учреждениях), расположенных на территории республики, для которой они утверждены.
Районные нормативные материалы для нормирования труда применяются на предприятиях (в организациях, учреждениях) одного административного района (области, края).
Местные нормативные материалы для нормирования труда применяются на одном предприятии и разрабатываются в случаях, когда устарели или отсутствуют нормативные материалы, имеющие более широкую сферу применения.
Положением определяется порядок разработки следующих видов нормативных материалов для нормирования труда:
- нормативов времени;
- норм времени (выработки);
- норм обслуживания;
- нормативов численности.
Нормативы времени предназначаются для расчета на предприятиях норм времени, выработки и норм обслуживания. Различают дифференцированные и укрупненные нормативы времени.
Дифференцированные нормативы разрабатываются на отдельные приемы или более мелкие элементы и находят наиболее широкое применение при массовом, крупносерийном и серийном типах производства.
Укрупненные нормативы разрабатываются на комплексы приемов и в зависимости от характера и степени укрупнения могут применяться в производствах различных типов (преимущественно в условиях мелкосерийного и единичного производства).
Нормы времени (выработки) разрабатываются на операции или комплексы операций при производстве продукции, поддающейся количественному контролю и учету. При этом нормы выработки разрабатываются в случаях, когда одна и та же работа систематически выполняется в течение всей смены, а состав исполнителей работы не изменяется.
Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, площадей, рабочих мест, рабочих и т.д. Нормы обслуживания разрабатываются также для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе и в случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки) - при полной автоматизации работы, на аппаратурных процессах и т.п.
Нормативы численности предназначаются для использования при определении количества работников по обслуживанию оборудования, рабочих мест, производственных площадей и т.п. или при определении затрат труда по профессиям, группам работ, специальностям (видам работ), функциям в целом по предприятиям или цехам.
Нормативные материалы для нормирования труда могут быть едиными и типовыми.
Единые нормы времени (выработки), нормы обслуживания являются обязательными для всех предприятий, организаций, для которых они предназначены.
Разработка единых норм осуществляется с учетом передового уровня техники и организации труда, который, в практически короткий срок, может быть достигнут на соответствующих работах большинством предприятий.
В связи с этим, при утверждении единых норм устанавливается определенный срок для их введения, с тем, чтобы предприятия, организации могли в течение указанного времени разработать и осуществить меры, позволяющие привести фактические организационно-технические условия в соответствие с теми, на которые рассчитаны единые нормы.
Типовые нормы проектируются с учетом рациональных (для данного типа производства) организационно-технических условий, уже существующих на части предприятий, и рекомендуются в качестве эталона для тех предприятий, где эти условия еще не достигли уровня, на который рассчитаны нормы.
Положением не затрагивается существующий порядок подготовки нормативных материалов для нормирования труда в строительстве.
Разработка нормативных материалов для нормирования труда осуществляется:
- по годовым и перспективным планам нормативно-исследовательских работ, утверждаемым Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы;
- по годовым и перспективным планам, утверждаемым министерствами и ведомствами.
По годовым и перспективным планам, утверждаемым Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, разрабатываются межотраслевые нормативы и нормы, а также нормативные материалы, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях министерств, ведомств союзных республик при отсутствии соответствующих союзно-республиканских министерств, ведомств.
По перспективным и годовым планам, утверждаемым министерствами и ведомствами, осуществляется разработка отраслевых нормативных материалов для нормирования труда. В указанных планах должно предусматриваться также участие министерств, ведомств в разработке межотраслевых нормативных материалов.
Проекты планов разработки межотраслевых нормативов и норм подготавливаются Центральным бюро промышленных нормативов по труду (ЦБПНТ) с учетом указаний Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, предложений министерств, ведомств, данных обеспеченности предприятий и организаций необходимыми нормативными материалами для нормирования труда и изучения практики их применения.
Эти планы перед утверждением согласовываются с заинтересованными министерствами и ведомствами. В процессе согласования плана решается вопрос о ведущей организации и соисполнителях.
Как правило, ведущей организацией является научно-исследовательский, проектно-конструкторский институты или нормативно-исследовательская организация министерства (ведомства).
Для координации нормативно-исследовательских работ проекты перспективных и годовых планов общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств СССР до их утверждения согласовываются с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, на который Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1966 года N 970 возложена координация деятельности министерств и ведомств по научной организации труда. В этом же порядке согласовываются проекты планов нормативно-исследовательских работ министерств и ведомств союзных республик при отсутствии соответствующих союзно-республиканских министерств (ведомств).
Разработка перспективных и годовых планов производится исходя из необходимости:
- обеспечения единства уровня норм и нормативов на идентичные работы, имеющие широкое распространение в народном хозяйстве или в системе министерства, ведомства, выполняемые в одинаковых организационно-технических условиях;
- замены действующих нормативов и норм в случаях, когда они перестали соответствовать достигнутому уровню организации производства и труда;
- разработки новых нормативов и норм в связи с внедрением новой техники и технологии производства.
Отраслевые нормативные материалы для нормирования труда разрабатываются при отсутствии межотраслевых нормативов и норм.
Перспективные и годовые планы разработки межотраслевых нормативов и норм после их утверждения Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы направляются ВЦСПС, министерствам, ведомствам и отраслевым ЦК профсоюза.
Копии утвержденных министерствами и ведомствами перспективных и годовых планов разработки отраслевых нормативов и норм представляется в ЦБПНТ и отраслевой ЦК профсоюза. На их основе ЦБПНТ разрабатывает сводные перечни работ, выполняемых нормативно-исследовательскими организациями, и рассылает их для информации министерствам и ведомствам.
Организация разработки межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда и методическое руководство ею осуществляется Центральным бюро промышленных нормативов по труду.
В соответствии с утвержденными планами непосредственная организация и руководство разработкой каждого конкретного сборника нормативных материалов поручается одной из организаций (предприятий) заинтересованных министерств, ведомств (называемой в дальнейшем "ведущей") или ЦБПНТ.
Ведущая организация разрабатывает проект сборника нормативных материалов по труду с привлечением исполнителей, предусмотренных планом.
На ведущую организацию возлагается:
а) составление рабочего плана по теме;
б) согласование рабочего плана с ЦБПНТ;
в) разработка и согласование рабочей методики по теме с ЦБПНТ;
г) размножение и рассылка рабочего плана и рабочей методики с конкретным заданием соисполнителям;
д) организация сбора исходных данных и их обработка, проектирование нормативов и норм в первой редакции;
е) представление в ЦБПНТ проекта сборника нормативов и норм в первой редакции перед рассылкой на проверку;
ж) размножение и рассылка проекта сборника нормативов и норм в первой редакции и необходимых инструктивных указаний на заключение предприятиям, министерствам и ведомствам. Проект сборника рассылается с письмом соответствующего министерства, ведомства о проведении проверки, в котором содержится указание о представлении материалов проверки сборников в министерство и ведущую организацию;
з) проведение инструктажа работников предприятий о порядке и методике проверки сборников нормативных материалов;
и) получение и обработка результатов проверки сборника и подготовка проекта второй редакции сборника нормативов;
к) представление в ЦБПНТ проекта второй редакции сборника и доработка его по результатам рассмотрения.
В случаях, когда согласно плану, обязанности ведущей организации поручаются ЦБПНТ, на него по соответствующей теме возлагаются все функции, перечисленные в п.п.: "а", "в", "г", "д", "ж", "з", "и", а также подготовка к утверждению норм времени (выработки) и обслуживания Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.
На ЦБПНТ в случае, когда ведущей является организация министерства, ведомства, возлагается:
- выдача задания для разработки нормативов (норм);
- рассмотрение рабочих планов до их утверждения;
- утверждение рабочей методики, представленной ведущей организацией;