Министерство регионального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПРИКАЗ

от 1 октября 2013 года N 359/ГС

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов



В соответствии с пунктом 6 Плана подготовки актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 1011-р, в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления по проведению работы по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Л.Д.Соловьеву.

Заместитель Министра
регионального развития
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
В.А.Токарев

     

     

Приложение
к приказу Федерального
агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
от 1 октября 2013 года N 359/ГС

     

Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают рекомендации по составу, разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее - программы) поселения, городского округа и предназначены для использования органами местного самоуправления при разработке, утверждении и реализации программ.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления, имеющих статус поселений и городских округов в части решения вопросов переработки и утилизации бытовых отходов и иных вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.

II. Разработка и утверждение программы

2. Программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселений, городских округов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества оказываемых потребителям услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

3. Программы подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

4. Разработка программы может быть организована:

- органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета поселения, городского округа;

- органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета поселения, городского округа;

- органами местного самоуправления с привлечением муниципальных унитарных предприятий, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.

4.* Независимо от источников финансирования разработки программы, органам местного самоуправления рекомендуется организация взаимодействия исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5. Проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте поселения, городского округа в сети Интернет.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы.

6. Утвержденная программа подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

7. Утвержденная программа размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

III. Состав программы

8. Программа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами на территории поселения, городского округа.

9. Рекомендуется, чтобы перспективный период, на который разрабатывается программа, был приближен к периоду, на который разработаны документы территориального планирования. При этом может быть выделено несколько периодов с разной детализацией проработки проектов программы.

10. При разработке программы рекомендуется провести проверку доступности для граждан стоимости всех коммунальных услуг с учетом затрат на реализацию предложенной программы. Для этого в составе программы рекомендуется делать прогноз стоимости всех коммунальных ресурсов и осуществлять проверку прогнозного совокупного платежа населения за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности.

11. В программе рекомендуется определить затраты на реализацию мероприятий программы, эффекты, возникающие в результате реализации мероприятий программы и источники инвестиций для реализации мероприятий программы.

12. Программу рекомендуется разрабатывать в отношении систем снабжения всеми ресурсами, которые используются для предоставления коммунальных услуг (электроэнергия, тепло на отопление, горячая и холодная вода, водоотведение, газ). В состав программы включаются также проекты в отношении объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

13. В программе рекомендуется представлять, в том числе, проекты, направленные на повышение качества оказываемых потребителям услуг.

Рекомендуется представить в составе программы раздел, обосновывающий выбор проектов в каждой из систем коммунальной инфраструктуры с точки зрения обеспечения надежности и соблюдения параметров коммунального ресурса.

Обоснование этих параметров в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения рекомендуется осуществлять на основании моделирования работы систем в составе перспективных схем ресурсоснабжения. Перспективные схемы ресурсоснабжения (включая результаты расчетов параметров надежности и качества поставки ресурсов), либо ссылки на материалы утвержденных схем рекомендуется включать в состав обосновывающих материалов к программе.

14. В программе рекомендуется представлять проекты, направленные на улучшение экологической ситуации на территории поселения, городского округа, с учетом достижения организациями коммунального комплекса и ресурсоснабжающими организациями нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

15. При разработке, утверждении и реализации программ строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры рекомендуется учитывать следующее:

1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности и (или) экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся, либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;

2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта и (или) определение при строительстве нового объекта по производству тепловой энергии типа такого объекта и его характеристик осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты (включая постоянную и переменную части затрат) на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии.

16. В состав программы рекомендуется включать мероприятия программы энергосбережения поселения, городского округа.

17. Программу рекомендуется разрабатывать в составе следующих документов:

- Программный документ;

- Обосновывающие материалы к программному документу (далее - Обосновывающие материалы).

Кроме того, в случае разработки в рамках программы перспективных схем ресурсоснабжения рекомендуется также включать их в состав Обосновывающих материалов.

IV. Состав программного документа

18. В состав программного документа рекомендуется включить следующие разделы:

1) Паспорт программы;

2) Характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры;

3) Перспективы развития поселения, городского округа и прогноз спроса на коммунальные ресурсы;

4) Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры;

5) Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей;

6) Источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения;

7) Управление программой.

19. В состав раздела 1 Паспорт программы программного документа рекомендуется включить таблицу с основными параметрами программы, в том числе:

- наименование программы;

- основание для разработки программы;

- заказчик программы;

- разработчик программы;

- цель программы;

- задачи программы;

- важнейшие целевые показатели программы;

- сроки и этапы реализации программы;

- объемы и источники финансирования программы.

20. В состав раздела 2 Характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

- краткий анализ существующего состояния каждой из систем ресурсоснабжения (системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации твердых бытовых отходов, газоснабжения);

- краткий анализ состояния установки приборов учета и энергоресурсосбережения у потребителей.

Краткий анализ существующего состояния систем ресурсоснабжения рекомендуется сопровождать ссылкой на более детальный анализ в разделе 3 Обосновывающих материалов Характеристика состояния и проблем коммунальной инфраструктуры.

Краткий анализ существующего состояния по каждому виду системы ресурсоснабжения рекомендуется проводить по следующим характеристикам:

- институциональная структура (организации, работающие в данной сфере, действующая договорная система и система расчетов за поставляемые ресурсы);

- характеристика системы ресурсоснабжения (основные технические характеристики источников, сетей, других объектов системы);

- балансы мощности и ресурса (с указанием производства, отпуска, потерь при передаче, конечного потребления ресурса по группам потребителей);

- доля поставки ресурса по приборам учета;

- зоны действия источников ресурсов;

- резервы и дефициты по зонам действия источников ресурсов и по поселению, городскому округу в целом;

- надежность работы системы;

- качество поставляемого ресурса;

- воздействие на окружающую среду;

- тарифы, плата (тариф) за подключение (присоединение), структура себестоимости производства и транспорта ресурса;

- технические и технологические проблемы в системе.

Краткий анализ состояния установки приборов учета и энергоресурсосбережения у потребителей рекомендуется осуществлять со ссылкой на более детальный анализ в разделе 4 Характеристика состояния и проблем в реализации энергоресурсосбережения и учета и сбора информации Обосновывающих материалов. Рекомендуется в его состав включать:

- указание на утвержденную программу энергоресурсосбережения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»