МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 февраля 2014 года N 32-01-39/04-НМ

Методические рекомендации по внесению изменений в планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе"



Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение подпункта 2 пункта 5 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 N Пр-3086, пункта 40 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 31.12.2013 N ДМ-П13-9589, Протокола заседания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 06.02.2014 N ОГ-П12-23пр, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597) в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р (далее - Программа N 2190-р), Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р (далее - План N 2606-р) для корректировки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе" (далее - "дорожные карты").

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения повышения качества и доступности услуг в сфере культуры в увязке с повышением заработной платы работников учреждений культуры, межрегиональной и внутриотраслевой сбалансированности уровня оплаты труда, осуществления мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, оптимизации бюджетной сети, внедрения "эффективного контракта", проведения аттестации специалистов.

2. В методических рекомендациях приводится перечень мероприятий, рекомендуемый для осуществления в 2014-2015 годах с целью корректировки и внесения изменений в региональные "дорожные карты" по следующим мероприятиям:

а) проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом N 597, с учетом ситуации на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров, с целью недопущения отставания от установленных Планом N 2606-р и в региональных "дорожных картах" целевых показателей динамики повышения заработной платы работников учреждений культуры;

б) внедрение систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с учетом типовых (межотраслевых) норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях";

в) внедрение показателей эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора ("эффективного контракта") в сфере культуры и анализ лучших практик;

г) контроль за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, включая:

- представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет;

- заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями учреждений (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения";

- соблюдение установленных соотношений средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений;

д) разъяснительная работа с участием профсоюзных организаций о мероприятиях, реализуемых в рамках региональных "дорожных карт", в том числе мерах по повышению оплаты труда;

е) обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений культуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" и Методическими рекомендациями по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, утвержденными приказом Минкультуры России от 30.09.2013 N 1505;

ж) уточнение потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы работников учреждений культуры с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений и программ;

з) проведение аттестации работников государственных (муниципальных) учреждений культуры с последующим их переводом на "эффективный контракт" в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 года N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении в 2014-2015 годах "эффективного контракта";

и) внедрение нормативно-подушевого финансирования в государственных (муниципальных) учреждениях культуры;

к) внедрение профессиональных стандартов в сфере культуры.

3. Указанные мероприятия должны быть предусмотрены в разделе V "Основные мероприятия, направленные, на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт" региональных "дорожных карт".

I. Проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом N 597, с учетом ситуации на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров, с целью недопущения отставания от установленных Планом N 2606-р и в региональных "дорожных картах" целевых показателей динамики повышения заработной платы работников учреждений культуры.


Проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом N 597, позволит более четко отслеживать ситуацию на рынке труда, в том числе контролировать дефицит или избыток квалифицированных кадров в отрасли культуры.

При проведении анализа рекомендуем обратить внимание на источники финансирования повышения заработной платы, мероприятия по оптимизации неэффективных расходов и выявлять причины отставания от целевых показателей, установленных в отраслевых "дорожных картах".

Таким образом, представляется, что результаты такого комплексного анализа могут быть использованы при уточнении потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы работников учреждений культуры.

Проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом N 597, с учетом ситуации на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров рекомендуем осуществлять ежеквартально и включить в раздел "Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597".

В целях реализации Указа N 597 при проведении предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры необходимо осуществлять контроль по недопущению отставания от целевых показателей динамики повышения заработной платы работников учреждений культуры, установленных Планом N 2606-р и в региональных "дорожных картах".

Повышение оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществленное в 2013 году и планируемое в 2014-2017 годах, даст основание для повышения престижности и привлекательности профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, что также приведет к возможному притоку в сферу культуры более высококвалифицированных работников.

     

II. Внедрение систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с учетом типовых (межотраслевых) норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".


В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда) Минтруда России разработан приказ от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях" (далее - приказ Минтруда России N 504).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации, системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда. Системы нормирования труда в учреждениях направлены на:

- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

- повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг потребителям.

В настоящее время в сфере культуры действуют следующие нормативные правовые акты по нормам труда:

- постановление Министерства труда Российской Федерации от 03.02.97 N 6 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на работу, выполняемую в библиотеке";

- приказ Росархива от 14.01.2004 N 9 "Об утверждении методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду";

- приказ Минкультуры России от 25.05.2006 N 229 "Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества";

- приказ Минкультуры России от 20.02.2008 N 32 "Об утверждении нормативом минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)";

- распоряжение Минкультуры России от 18.09.2009 N Р-6 "Об утверждении номенклатуры государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации";

- приказ Минкультуры России от 01.09.2011 N 906 "О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек".

Указанные нормативные правовые акты доступны в справочно-правовых системах "Конcультант Плюс", "Гaрант".

Учитывая действующие нормативные акты по отраслевым нормам труда и приказ Минтруда России N 504 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры в 2014 году можно самостоятельно установить региональные отраслевые нормы труда.

В соответствии с планом по разработке Минкультуры России типовых отраслевых норм труда на 2014 год запланированы следующие, наиболее приоритетные типовые нормы труда:

- разработка методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений с учетом отраслевой специфики, включая внесение изменений в типовые нормы труда работников библиотек:

- разработка типовых отраслевых норм труда на работы в музеях, зоопарках и других организациях музейного типа, фильмофондах, библиотеках.

Указанные нормы труда предполагается внедрить в 2015 году.

III. Внедрение показателей эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора ("эффективный контракт") в сфере культуры и анализ лучших практик.


В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение "эффективного контракта" подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, соответствующая "эффективному контракту", приведена в приложении N 3 к Программе N 2190-р. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта утверждены приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н.

В соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий Программы N 2190-р Минкультуры России приказом от 28.06.2013 N 920 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.

На основе вышеуказанных методических рекомендаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления утверждаются показатели эффективности деятельности учреждений, руководителей и работников в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.

Указанные мероприятия должны быть организованы на всех уровнях, при этом необходимо учитывать опыт установления соответствующих показателей при введении новых систем оплаты труда, а также новые задачи, поставленные в государственных программах, отраслевых, региональных "дорожных картах".

Показатели и критерии эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений, направленные на достижение конкретных результатов их труда, рекомендовано предусмотреть в Примерных положениях об оплате труда работников учреждений или в коллективных договорах, или в локальных нормативных актах и включить в трудовые договоры работников.

Показатели эффективности будут актуализироваться по мере утверждения и внедрения профессиональных стандартов, обучения работников, изменения систем оплаты труда, анализа лучших практик внедрения "эффективного контракта", проводиться обучающие семинары, круглые столы, методические дни.

В целях дальнейшего совершенствования оплаты труда мероприятия по внедрению показателей эффективности деятельности работников учреждений культуры и заключение трудовых договоров ("эффективных контрактов") в государственных (муниципальных) учреждениях культуры в 2014-2015 годах рекомендуем включить в подраздел "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" "дорожных карт".

В 2013 году Минкультуры России на официальном сайте Минкультуры России в разделах "Министерство", "Департаменты", "Департамент экономики и финансов", "Новости" размещала информацию о лучших практиках внедрения эффективного контракта в государственных учреждениях культуры Самарской и Тамбовской областей. Данная информация также была направлена в Минтруд России. В 2014 году Минкультуры продолжит собирать информацию о лучших практиках внедрения эффективного контракта в государственных учреждениях культуры.

IV. Контроль за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, включая:


- представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет;

    

    - заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями учреждений (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения";

    

    - соблюдение установленных соотношений средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений.


Осуществляя контроль за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений рекомендуем указанные мероприятия предусмотреть в разделе "Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»