Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (постатейный)

Комментарий к статье 11. Государственная пошлина за государственную регистрацию прав


До 1 января 2005 года правоотношения, связанные с уплатой государственной пошлины, регулировались отдельным нормативным правовым актом - Законом от 9 декабря 1991 года N 2005-I "О государственной пошлине". С вышеуказанной даты государственная пошлина перешла в сферу действия НК РФ. НК РФ разделяет такие понятия как налоги и сборы. Государственная пошлина относится к категории сборов. Сборы отличаются от налогов тем, что взимаются за предоставление физическим или юридическим лицам какой-либо услуги.

Государственной пошлине посвящена гл.25.3 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Конкретно государственной пошлине за государственную регистрацию прав, а также ограничений (обременений) и так далее отведена ст.333.33 НК РФ. При этом статья не разъясняет, как следует оплачивать государственную пошлину в случаях возникновения общей долевой собственности, общей совместной собственности, при совершении многосторонних сделок. Причем, данный вопрос относится к компетенции не Министерства экономического развития России, а Министерства финансов России.

По отдельным вопросам Министерством финансов России даны разъяснения.

Например, по поводу раздела исходного земельного участка. Каков будет размер госпошлины, подлежащей уплате при регистрации права собственности на образуемые в результате раздела земельные участки? Данный вопрос весьма принципиален: либо государственная пошлина должна уплачиваться как за внесение изменений в ЕГРП, либо как за право на образуемые земельные участки. При этом за внесение изменений в записи ЕГРП государственная пошлина составляет для физических лиц - 200 рублей, для организаций - 600 рублей; за государственную регистрацию права каждого образуемого земельного участка для физических лиц - 1000 рублей, для организаций - 15000 рублей. В соответствии с письмом Министерства финансов России от 28 апреля 2010 года N 03-05-05-03/16 согласно п.2 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом.

Пунктом 2 ст.11.4 ЗК РФ определено, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Согласно п.36 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года N 219, с прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел ЕГРП закрывается.

В силу п.67 Правил ведения ЕГРП лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся: изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта и т.п.

Таким образом, если в случае разделения (преобразования) земельного участка на несколько новых участков право собственности на данный объект недвижимости прекращается и возникает право собственности на вновь образованные земельные участки, то данное преобразование не относится к числу изменений, предусмотренных вышеуказанным п.67. Следовательно, при государственной регистрации раздела земельного участка государственная пошлина взимается за право на каждый образуемых земельный участок.

Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.

В отношении государственной пошлины за государственную регистрацию прав освобождены льготы предусмотрены только для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.

Уплаченная государственная пошлина возвращается частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено НК РФ;

2) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие;

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины, может быть обжалован в судебном порядке (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 августа 2012 года по делу N А43-20704/2011).