Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (постатейный)

Комментарий к статье 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Статья определяет полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Законодателем не введено конкретное название данных органов в действующей редакции. В разное время органы регистрации назывались Регистрационная палата, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Федеральная служба государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росрегистрация) и имели различное подчинение: региональное, федеральное, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество находится в компетенции федерального органа государственной власти и его территориальных органов, а именно Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящейся в ведомственном подчинении Министерства экономического развития РФ. Территориальные органы Росреестра созданы в каждом субъекте Российской Федерации и действуют на основании Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 5 октября 2009 года N 395.

Наряду с вышеуказанным федеральным органом и его территориальными органами отдельные функции в области государственной регистрации переданы многофункциональным центрам, являющимся по организационно-правовой форме учреждениями.

Следует обратить внимание, что до 1 октября 2013 года действовали положения абз.2 п.1 комментируемой статьи, определяющие место проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество по территориальному признаку, по особенностям объекта регистрации. Закон допускал по инициативе заявителя государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги или в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации. О том, как эта инициатива должна была документально оформляться, законодатель умолчал. По-видимому, заявитель должен был обращаться с соответствующим письмом к руководству регистрирующего органа и, получив положительную резолюцию на своем письме, подавать документы на государственную регистрацию. Исключение из Закона нормы о месте проведения государственной регистрации вызвано упрощением процедуры государственной регистрации для заявителей. Суть упрощения заключается в возможности подачи документов на государственную регистрацию без личного посещения органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, а также вне зависимости от места нахождения объекта недвижимого имущества.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет статус многофункциональных центров, созданных для упрощения процедуры государственной регистрации. Центры считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, но с меньшим объемом полномочий: полномочия, предусмотренные ст.10 Закона, многофункциональные центры выполнять не могут. Фактически многофункциональные центры осуществляют следующие виды деятельности:

- прием документов на государственную регистрацию прав;

- прием запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП;

- выдачу (направление) соответствующих документов.

Данные полномочия являются техническими.

Данные полномочия являются техническими и предполагают проверку представленных документов на предмет соответствия установленным перечням документов, необходимых для государственной регистрации прав, установление личности заявителя (представителя заявителя) путем его сличения с фотографией в документе, удостоверяющем личность, выявление подчисток, неоговоренных исправлений, иных недостатков документов, заверение копий документов, формирование заявлений и расписок.

Правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию уже осуществляют непосредственно Росреестр и его территориальные органы.

Многофункциональные центры создаются Росреестром как учредителем в форме государственных бюджетных учреждений, наделенных полномочиями в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

3. Федеральный орган в области государственной регистрации и органы по государственной регистрации осуществляют следующие полномочии:

- проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

- проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

- государственная регистрация прав;

- выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

- выдача информации о зарегистрированных правах;

- принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

- выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Остановимся на каждом полномочии более подробно.

Проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти осуществляется государственным регистратором на стадии проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов. Многофункциональные центры таким полномочием не наделены. Проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти проводится в том числе путем направления запросов в компетентные органы.

Проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав может быть осуществлена как государственным регистратором, так и сотрудником многофункционального центра. Однако только государственный регистратор в зависимости от результата такой проверки может принять решение, порождающее юридически значимые последствия: зарегистрировать право или отказать в государственной регистрации.

Государственная регистрация прав осуществляется только государственным регистратором и представляет собой процесс внесения сведений о праве на объект недвижимого имущества в ЕГРП после проведения правовой экспертизы.

Выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, осуществляется органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, в том числе многофункциональными центрами. Выдача документов также осуществляется и в случае отказа в государственной регистрации, а также прекращения государственной регистрации по инициативе заявителя. Выдачу документов государственные регистраторы не осуществляют.

Выдача информации о зарегистрированных правах осуществляется всеми органами, осуществляющими государственную регистрацию прав в порядке, предусмотренном ст.7, 8 Закона.

Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей производится по аналогии с государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 особенность заключается в том, что заявление подается представителем органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (комитет или иное ведомство по управлению муниципальным имуществом). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, являются справки от профильных органов, уполномоченных распоряжаться недвижимым имуществом на уровне Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ и муниципального образования, о том, что объект не относится соответственно к федеральной, региональной и муниципальной собственности.