ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2014 года N 8


Об усилении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации



Я, временно исполняющая обязанности Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю.Попова, проанализировав ситуацию, связанную с регистрацией чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации вследствие заноса и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории страны, ввоза и реализации опасных грузов, отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация продолжает оставаться напряженной.

По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ) в настоящее время холера занимает первое место в повестке дня проблем глобального здравоохранения. С начала 2013 года холера регистрировалась в 40 странах мира. Число пострадавших превысило 92 тысячи человек. Продолжается крупная вспышка холеры на пострадавшей от землетрясения территории Гаити. Эпидемиологическая ситуация по холере осложняется тем, что в современный период в эндемичных очагах этой инфекции (Юго-Восточная Азия, Африка), в том числе на Гаити, возникли нетипичные штаммы V.choleraeO1 биовара эльтор с повышенной вирулентностью.

В 2009 году в течение нескольких месяцев получил глобальное распространение в мире пандемический грипп H1N1-2009, выявленный впервые в Мексике. Проведенный комплекс противоэпидемических мероприятий в Российской Федерации, позволил минимизировать распространение гриппа в России.

В последние годы на территории стран Юго-Восточной Азии, географически соседствующих с Россией (Китай, Япония, Республика Корея), регистрируются масштабные заболевания энтеровирусной инфекцией EV71. В Китайской Народной Республике (КНР) в 2012 году зарегистрировано более двух миллионов заболевших. Заносы инфекции послужили причиной эпидемического подъема заболеваемости данной инфекцией в нашей стране и продолжают представлять непосредственную угрозу в плане дальнейшего распространения инфекции.

Регистрируются новые разновидности вирусов, вызывающих заболевания с высокой летальностью: в 2013 году - вирус птичьего гриппа A(H7N9), с апреля 2012 года - коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV). Несмотря на то, что большинство зарегистрированных случаев связано с Ближним Востоком (Иордания, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия), зафиксированы случаи передачи инфекции в других странах (Германия, Италия, Великобритания, Франция) от лиц, приехавших с Ближнего Востока. Эксперты ВОЗ допускают вероятность возрастания числа случаев с ограниченной передачей вируса.

Сохраняется вероятность заноса чумы, прежде всего из сопредельных с Россией стран - Монголии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, с которыми у России имеются тесные связи, а также из других стран мира, в которых имеются эпидемически активные природные и антропургические очаги этой болезни.

Усиления мероприятий по санитарной охране территории в последние годы требовали ситуации, связанные с полиомиелитом, корью.

В течение 2010-2012 годов на территории Российской Федерации были отмечены завозы полиомиелита, вызванного "диким" полиовирусом, малярии, лихорадки Западного Нила, холеры, менингококковой инфекции, более 2,5 тысячи случаев туберкулеза и других. Растет число завозов на территорию Российской Федерации лихорадки Денге, в основном из стран Юго-Восточной Азии. Только в течение 2013 года зарегистрированы 169 завозных случаев лихорадки Денге.

Отмечается расширение природно-очаговой территории лихорадки Западного Нила. В эпидемическом сезоне 2013 года заболевания были зарегистрированы в 16 субъектах Российской Федерации.

В Российской Федерации активно развивается туризм. Ежегодно более ста тысяч граждан выезжают в страны с риском заражения желтой лихорадкой. Вместе с тем, кабинеты иммунопрофилактики против желтой лихорадки открыты только в 33 субъектах Российской Федерации.

Такие ситуации, как эпидемическая вспышка острой кишечной инфекции, вызванная энтерогеморрагической кишечной палочкой О104:Н4 (Германия, 2011 год) с выносом инфекции в другие страны Европы, Канаду и США, выявленные в ряде стран случаи заболевания, вызванного наличием меламина в сухом молоке и яичном порошке, произведенном в Китае (октябрь 2008 года), создали угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных болезней в России в результате реализации недоброкачественной продукции. Предпринятые меры, включающие ограничение и запрещение ввоза, либо установление особого режима ввоза для отдельной продукции из-за рубежа, позволили предотвратить возможные эпидемические осложнения на территории нашей страны. Однако указанные осложнения не исключены, о чем свидетельствует инцидент, связанный с заражением Salmonella Oranienburg партии детских молочных смесей, произведенных в Бельгии, приведшим к заболеваниям сальмонеллезом детей раннего возраста в Иркутской области в январе 2012 года.

Неблагополучной остается ситуация, связанная с аварией на атомной электростанции в 2011 году в Японии. В результате усиленного радиационного мониторинга грузов и продуктов питания из Японии были запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации грузы с признаками радиационного загрязнения.

С августа 2013 года остается напряженная ситуация на территории Дальневосточного федерального округа, связанная с крупномасштабным наводнением. В зоне подтопления оказались сибиреязвенные скотомогильники, что создало угрозу распространения болезни. Прогнозируется подъем заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом и других инфекций, связанных с грызунами.

Ежегодно проводимый хадж к исламским святыням Мекки и Медины требует усиления мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. В 2013 году в Королевство Саудовская Аравия, где зарегистрировано большинство случаев новой коронавирусной инфекции, для совершения хаджа выезжали более 16 тысяч российских паломников.

Ежегодно растет число трудовых мигрантов, приезжающих в Российскую Федерацию. По итогам медицинского освидетельствования за 2013 год на наличие заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди 1,5 млн иностранных граждан выявлено более 6,2 тысячи больных инфекционными болезнями, в том числе 1,6 тысячи ВИЧ-инфицированных, около 2,5 тысячи больных туберкулезом, 2,2 тысячи больных инфекциями, передаваемыми половым путем. Кроме того, зарегистрировано около 3 тысяч случаев заболевания другими инфекционными болезнями (вирусные гепатиты, кишечные инфекции и другие).

При проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2013 году зарегистрировано 1018 больных, а также лиц с подозрением на инфекционные болезни, из них наибольшее число регистрировалось на воздушных судах и в поездах из стран ближнего зарубежья.

Все это оказывает существенное влияние на эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации.

В последние годы на территории Российской Федерации проводятся международные массовые спортивные мероприятия с большим числом участников, в том числе прибывших из стран, неблагополучных по инфекционным болезням.

Остаются на контроле вопросы, связанные с организацией иммунизации людей из групп риска, обеспечением неснижаемого запаса диагностических препаратов для лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней, подготовкой кадров по вопросам биологической безопасности и санитарной охраны территории, отработкой алгоритма межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, участия специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора в противоэпидемическом обеспечении указанных мероприятий.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и санитарной охраны территории Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1) ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6, N 30 (ч.I), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 24, ст.3069, N 26, ст.3446), 2013, N 27, ст.3477, N 30 (ч.1), ст.4079), положениями Международных медико-санитарных правил (2005 год), принятых на 58 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Женева, 2005 год) (далее - ММСП (2005 год),

постановляю:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об эффективности мер по профилактике болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, и при необходимости внести коррективы в комплексные планы по санитарной охране территорий с учетом особенностей регионов.

1.2. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на приобретение вакцин, включенных в календарь прививок по эпидемическим показаниям, на проведение профилактических дезинфекционных (дезинсекционных, дератизационных, акарицидных, лаврицидных) мероприятий.

1.3. Оказывать поддержку органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации иммунизации населения в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера или по эпидемическим показаниям, проведения разъяснительной работы среди населения в средствах массовой информации о мерах профилактики и предупреждения завоза опасных инфекционных болезней.

2. Юридическим лицам, осуществляющим пассажирские перевозки, рекомендовать:

2.1. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, по вопросам профилактики инфекционных болезней.

2.2. Принять меры по обеспечению надлежащего санитарно-гигиенического состояния транспортных средств и мест пребывания и обслуживания пассажиров в транспортных предприятиях.

3. ФМС России рекомендовать осуществлять взаимодействие с медицинскими организациями и территориальными органами Роспотребнадзора с целью предупреждения распространения инфекционных болезней, связанных с перемещением мигрантов, а также беженцев и вынужденных переселенцев.

4. Работодателям и (или) заказчикам работ (услуг), привлекающих иностранных граждан к работе, рекомендовать:

4.1. Обеспечить надлежащие санитарно-гигиенические условия для питания, водоснабжения и проживания иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности.

4.2. Предусмотреть, при необходимости, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий по месту работы и проживания (при предоставлении жилья иностранному гражданину работодателем) иностранных рабочих в случае выявления у них инфекционных болезней.

5. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

5.1. Обеспечить готовность медицинских организаций к проведению лабораторной диагностики и оказанию медицинской помощи гражданам с опасными инфекционными болезнями.

5.2. Организовать кабинеты иммунопрофилактики против желтой лихорадки и обеспечить выдачу документов международного образца в соответствии с требованиями ММСП (2005 год).

5.3. Обеспечить вакцинацию граждан, выезжающих в страны, эндемичные по желтой лихорадке или требующих обязательного представления международного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки, а также вакцинацию паломников, совершающих хадж, от менингита и сезонного гриппа.

5.4. Организовать вакцинацию лиц из групп риска, проживающих на территориях проведения международных массовых спортивных мероприятий, задействованных в организациях, обслуживающих участников соревнований, в том числе волонтеров, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 51н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (в соответствии с письмом Минюста России от 17 февраля 2011 года N 01/8577-ДК признан не нуждающимся в государственной регистрации).

5.5. Обеспечить организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства" (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2008, регистрационный N 10895; "Российская газета", N 18, 30.01.2008).

5.6. Провести анализ эффективности работы медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги по освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства, обратив особое внимание на организации, в которых отмечена низкая выявляемость инфекционных болезней.

5.7. Обеспечить медицинское наблюдение за паломниками, вернувшимися из хаджа с признаками инфекционных болезней, с проведением лабораторной диагностики.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

6.1. Инициировать рассмотрение на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий субъектов Российской Федерации вопросов эффективности мер по профилактике болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, и при необходимости внести предложения по изменению комплексных планов по санитарной охране территорий в соответствии с Перечнем инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 28.06.2010).

6.2. Внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с привлечением духовных управлений мусульман, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья) по организации туристической деятельности, а также организации хаджа.

6.3. Обеспечить контроль за организацией и проведением противоэпидемических мероприятий в выявленных очагах инфекционных болезней среди иностранных граждан и лиц без гражданства.

6.4. Обеспечить с использованием средств массовой информации информирование граждан, а также лиц, занимающихся туристической деятельностью, о санитарно-эпидемиологической обстановке в странах убытия, а также о соблюдении мер личной профилактики и действиях в случае заболевания.

6.5. Обеспечить контроль за деятельностью туроператоров и турагентов по соблюдению требований санитарного законодательства Российской Федерации.

6.6. Обеспечить контроль за организацией и проведением профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, очисткой водоемов, содержанием подвальных помещений и территорий населенных пунктов.

6.7. Обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

6.8. Обеспечить ежегодное, проведение тактико-специальных учений с отработкой алгоритма межведомственного взаимодействия при чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера, в том числе в медицинских организациях и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6.9. Осуществлять плановый мониторинг за циркуляцией возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, за объектами окружающей среды и подготовку прогнозов в отношении природно-очаговых болезней.

6.10. Обеспечить контроль за соблюдением требований биологической безопасности в лабораториях, работающих с возбудителями I-II группы патогенности, наличием диагностических тест-систем и подготовкой кадров по вопросам диагностики опасных инфекционных болезней.

6.11. Обеспечить неснижаемый запас диагностических препаратов, тест-систем, питательных сред, дезинфицирующих средств, расходных материалов, средств индивидуальной защиты для работы в очагах особо опасных и природно-очаговых болезней при чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.

6.12. Обеспечить своевременную подготовку кадров по вопросам биологической безопасности и санитарной охраны территории.

6.13. Привести в соответствие с типовыми требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 701н "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2009, регистрационный N 13159), оборудование и оснащение санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6.14. Актуализировать схемы оповещения на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

6.15. Повысить эффективность взаимодействия с государственными контрольными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в случаях выявления больных с признаками опасных инфекционных болезней, ввоза потенциально опасной продукции на территорию Российской Федерации.

7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

7.1. Обеспечить подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам диагностики и профилактики опасных инфекционных болезней.

7.2. Проводить ежегодно тренировочные учения в медицинских организациях по опасным инфекционным болезням.

8. Главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:

8.1. Принять меры по улучшению и модернизации материально-технической базы и обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных инфекционных болезней при проведении мероприятий по санитарной охране территории.

8.2. Обеспечить своевременное обучение специалистов современным методам исследования инфекционных и паразитарных болезней.

9. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора:

9.1. Оптимизировать деятельность референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, обеспечить дальнейшую стандартизацию диагностических технологий и гармонизацию с международными стандартами в целях аккредитации лабораторий в международных системах, а также введение внешнего контроля качества лабораторной деятельности в организациях Роспотребнадзора.

9.2. Обеспечить оказание практической и методической помощи управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центрам гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при проведении мониторинга за опасными инфекционными болезнями и объектами окружающей среды.

9.3. Обеспечить постоянную готовность специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора.

9.4. Обеспечить неснижаемый запас диагностических препаратов для лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней.

9.5. Продолжить совершенствование и разработку средств и методов диагностики и профилактики опасных инфекционных болезней.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»