Действующий

О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом

Приложение N 2
к указанию главного
государственного инспектора
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
от 26 июля 2006 года N 13/2-121

     

Разъяснения по применению отдельных положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, подготовленные с учетом обращений в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России


Вопросы,
послужившие основанием
для обращения

Разъяснения

Отдельные сотрудники Госавтоинспекции требуют наличия на транспортном средстве с опасными грузами жилетки оранжевого цвета. Имеются ли правовые основания для таких требований?

Жилетки яркого цвета, в том числе со световозращающими элементами, применяются для облегчения распознания водителями людей, выполняющих работы на дороге. Такими жилетками оснащаются и сотрудники Госавтоинспекции.

Водитель при вынужденной остановке транспортного средства также выходит на проезжую часть и не всегда хорошо заметен для других водителей.

В случае выполнения перевозок в рамках Европейского соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов наличие на транспортном средстве куртки или одежды яркого цвета для каждого члена экипажа является обязательным. За несоблюдение этого требования водитель может быть привлечен к ответственности в соответствии с административным законодательством.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, применяемые при осуществлении перевозок в пределах Российской Федерации (внутренние перевозки), этот вопрос не регламентируют. Поэтому такие требования правовых оснований не имеют. Они могут носить только рекомендательный характер.

Вместе с тем водители должны быть сами заинтересованы в повышении личной безопасности, а руководители транспортных организаций - в повышении безопасности работников.

Бланк маршрута перевозки опасных грузов содержит раздел "Особые условия движения", в котором при согласовании маршрута перевозки сотрудники Госавтоинспекции определяют возможность движения ночью. В ряде случаев производится запись "Движение в условиях недостаточной видимости запрещено" или "Движение в темное время суток запрещено".

В связи с тем, что Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом не содержат определений, эти термины не всегда трактуются однозначно и требуют пояснений.

Особые условия движения назначаются в целях обеспечения безопасности дорожного движения. При этом учитываются местные особенности. Бланк маршрута перевозки опасных грузов предусматривает записи в отношении максимальной скорости движения, сопровождения транспортных средств и времени суток, в течение которого разрешается выполнять перевозку. Наряду с указанными, могут назначаться иные требования. В частности, в г.Санкт-Петербурге в летнее время в период массового выезда населения из города и возращения обратно (с ______) движения транспортных средств с опасными грузами запрещено.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации термин "ночь" означает период времени с 22 часов до 6 часов. Определение термина "недостаточная видимость" содержится в Правилах дорожного движения Российской Федерации. Этот термин означает видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада, и тому подобного, а также в сумерки. Здесь же содержится определение термина "темное время суток", означающее промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

(В связи с изменением законодательства, регламентирующего полномочия органов внутренних дел и требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, положения ПОГАТ, касающиеся конструкции транспортных средств, а также выдачи разрешений на перевозку "особо опасных грузов" и согласования маршрутов перевозки опасных грузов подразделениями органов внутренних дел не применяются.

Чем объясняется, что сотрудники
Госавтоинспекции не принимают во внимание положения Единых правил проведения взрывных работ, которые определяют порядок перевозки взрывчатых материалов автомобильным транспортом?

Единые правила проведения взрывных работ являются нормативным правовым актом, область применения которого соответствует сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, Ростехнадзор, наряду с другими полномочиями, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, а также контроль и надзор за транспортированием опасных веществ на опасных производственных объектах.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в частности, получаются, используются, перерабатываются, образуются, транспортируются, уничтожаются отдельные опасные вещества.

Определение порядка перевозок опасных грузов вне опасных производственных объектов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" отнесено к компетенции Минтранса России.

Таким образом, области нормативно-правового регулирования и контроля за соблюдением соответствующих требований четко разграничены.

Относится ли кислород к "особо опасным грузам"?

Согласно приложению 7.2 к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом к "особо опасным грузам" относятся 37 групп опасных веществ, в том числе невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие. Такими свойствами обладают воздух охлажденный жидкий (N ООН 1003), азота гемиоксид (N ООН 1070), кислород сжатый (N ООН 1072), кислород охлажденный жидкий (N ООН 1073), азота гемиоксид охлажденный жидкий (N ООН 2201), азота трифторид (N ООН 2451). В указании ГУГИБДД СОБ МВД России от 5 января 2003 года N 13/6-5 ошибочно утверждалось, что кислород не относится к группе "особо опасных грузов".

Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом установлено, что на автомобилях, используемых для перевозки нефтепродуктов, выпускная труба глушителя должна быть вынесена перед радиатором или, когда расположение двигателя не позволяет выполнить это требование, в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации. Возможны ли другие технические решения?

Согласно ГОСТ Р 50913-96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Тип, параметры и общие технические требования" допускается выносить выпускную трубу вверх вне зоны цистерны и зоны топливной коммуникации. При этом выпускная труба не должна располагаться в непосредственной близости от топливного бака и ее следует оборудовать искрогасителем.

Осуществляются перевозки аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. Какое количество указанных грузов допускается перевозить как неопасный груз?

Исходя из названных условий, без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, возможно осуществлять перевозку газов на одной транспортной единице (транспортная единица означает автотранспортное средство, к которому не прицеплен прицеп, или состав, состоящий из автотранспортного средства и сцепленного с ним прицепа) в следующих количествах:

В случае перевозки одного из указанных опасных грузов

Ацетилен растворенный или пропан - не более 6, аргон или кислород сжатые - не более 20 баллонов.

В случае совместной перевозки двух из указанных опасных грузов

Ацетилен растворенный и кислород или аргон сжатые - возможны следующие соотношения по количеству баллонов: 1 (баллон с ацетиленом) и 17 (баллонов с кислородом или аргоном); 2 и 14; 3 и 11; 4 и 8; 5 и 5; 6 и 2.

Такие же соотношения возможны в случае перевозки пропана и кислорода или аргон сжатых.

При совместной перевозке аргона и кислорода сжатых максимальное количество не должно превышать 20 баллонов, независимо от их соотношения, а при совместной перевозке ацетилена и пропана - 6 баллонов, также независимо от их соотношения.

Сотрудники
Госавтоинспекции при согласовании маршрутов перевозки взрывчатых материалов в пределах Российской Федерации применяют ограничения, предусмотренные Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.
Прошу указать правовые основания для таких ограничений.

(В связи с изменением законодательства, регламентирующего полномочия органов внутренних дел и требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, положения ПОГАТ, касающиеся конструкции транспортных средств, а также выдачи разрешений на перевозку "особо опасных грузов" и согласования маршрутов перевозки опасных грузов подразделениями органов внутренних дел не применяются.)

Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (далее - Правила) установлено, что взрывчатые материалы подклассов 1.1, 1.2 и 1.3 являются "особо опасными грузами" и их перевозка должна выполняться с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности (п.1.6 Правил). Такие требования министерствами и ведомствами, осуществляющими изготовление и (или) перевозку взрывчатых материалов, в установленном порядке в действие не введены.
В связи с этим отсутствуют основания для загрузки транспортных средств до использования их полной грузоподъемности (пункт 2.9.2 Правил).

Кроме того, согласно Правилам конструкция транспортных средств, на которых осуществляются перевозки опасных грузов в пределах Российской Федерации, должна соответствовать положениям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Это утверждение следует из приложения 7.13 к Правилам. Согласно ДОПОГ для перевозки взрывчатых материалов используются транспортные средства EX/II или EX/III, отличающиеся по конструкции. Применительно к подклассу 1.1 (кроме группы совместимости А) количество груза не должно превышать 1 т (нетто) для транспортной единицы EX/II и 16 т (нетто) - для EX/III.

В том случае, когда в свидетельствах о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов сведения об их соответствии транспортным средствам EX/III отсутствуют, при согласовании маршрутов перевозки максимально допустимое количество взрывчатых материалов определяется применительно к транспортным средствам EX/II.

Таким образом, действия сотрудников Госавтоинспекции, осуществляющих согласование маршрутов перевозки взрывчатых материалов, соответствуют положениям нормативных правовых актов, применяемых в Российской Федерации.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Сборник материалов МВД РФ,
2013 год