Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 10 января 2014 года N 08-10

[О мероприятиях по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования]



В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработан и утвержден Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года N 30384).

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО;

создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;

создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;

создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;

создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Мероприятия реализуются в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО (далее - План действий) (приложение N 1).

В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены региональные планы (сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий.

Региональные планы должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.

Для обеспечения введения ФГОС ДО на федеральном, региональном и муниципальном уровне могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС ДО.

Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федерального, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки (далее - Департамент) в рамках Координационного совета по общему образованию создается Координационная группа по введению ФГОС ДО.

Прошу руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (по списку приложения N 2), до 20 января 2014 года направить предложения по включению представителя для включения в Координационную группу по введению ФГОС ДО (должность не ниже начальника отдела) (наименование субъекта Российской Федерации, Ф.И.О., должность, место работы, номер телефона, адрес электронной почты) в адрес Департамента и по электронной почте: vaytyuhovskaya-ov@mon.gov.ru (Вайтюховская Олеся Витальевна, тел. 499-237-31-01).

И.о. директора Департамента
Ю.В.Смирнова

     

     

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
Н.В.Третьяк
31 декабря 2013 года

     

План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования


Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО;

создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;

создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;

создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;

создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

N

Направление

Сроки

Ожидаемые результаты

мероприятий

Федеральный уровень

Региональ-
ный уровень

Уровень учредителя образова-
тельной организации

Институци-
ональный уровень (уровень образова-
тельной организации)

    

1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО

1.1.

Разработка нормативно-
правовых актов, обеспечиваю-
щих введение ФГОС ДО

Декабрь 2013 - май 2014

Разработка и утверждение: порядка приема на обучение по образователь-
ным программам дошкольного образования; примерной формы договора на обучение по образователь-
ным программам дошкольного образования, плана действий по введению ФГОС ДО

Разработка и утверждение нормативно-
правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечива-
ющих введение ФГОС ДО, включая план-график (сетевой график) введения ФГОС ДО

Разработка и утверждение нормативно-
правовых актов, обеспечиваю-
щих введение ФГОС ДО, включая план-
график (сетевой график) введения ФГОС ДО

Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ДО образова-
тельной организации.
Приведение локальных актов образова-
тельной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования

1.2.

Проведение аналитических работ по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС ДО, требований к качеству услуг дошкольного образования

Февраль 2014

Аналитические материалы о готовности воспитателей дошкольных организаций к введению ФГОС дошкольного образования; аналитические материалы о требованиях к качеству услуг дошкольного образования со стороны воспитателей и родителей; рекомендации к минимальному наполнению игровой деятельностью образователь-
ного процесса

Обобщение материалов, полученных от учредителей ДОО

Сбор информации по вопросам опроса

Участие в опросах

1.3.

Разработка письма Минобрнауки России с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО

Февраль 2014

Письмо Минобрнауки России

Участие членов координаци-
онной группы в разработке методичес-
кого письма

Проведение разъяснитель-
ной работы, организация ознакомления с письмом Минобрнауки России ДОО

Использование письма Минобрнауки России в практической работе

1.4.

Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образователь-
ной программы дошкольного образования

Февраль - июнь 2014 года

Методические рекомендации по составлению основной образователь-
ной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Организация совещаний и семинаров с учредителями и руководите-
лями дошкольных образова-
тельных организаций

Доведение методических рекомендаций до дошкольных образова-
тельных организаций

Использование методических рекомендаций в практической деятельности

1.5.

Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации

Май 2014 года - декабрь 2016 года

Разработка инструментария и программы мониторинга.
Проведение мониторинга (1 раз в полугодие).
Аналитические материалы по результатам мониторинга условий реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

Сбор материалов для мониторинга и направление в Минобрнауки России.
Региональ-
ные программы, планы по созданию условий

Муниципаль-
ные программы развития дошкольного образования с учетом результатов мониторинга

Создание условий реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

1.6.

Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-
пространствен-
ной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Ноябрь 2014 года

Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-
пространствен-
ной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Апробация методических рекоменда-
ций в пилотных площадках.
Учет методических рекоменда-
ций при формирова-
нии региональ-
ного бюджета на очередной финансовый год

Учет методических рекомендаций при оснащении образователь-
ных организаций

Учет методических рекомендаций при разработке основной образователь-
ной программы дошкольного образования образователь-
ной организации, закупок для организации развивающей предметно-
пространствен-
ной среды.
Корректировка разделов основной образователь-
ной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-
пространствен-
ной среды ДОО

1.7.

Ведение федерального реестра примерных образователь-
ных программ, используемых в образователь-
ном процессе в соответствии с ФГОС ДО

Посто-
янно, после утверж-
дения приказа Минобр-
науки России

Федеральный реестр примерных образователь-
ных программ, используемых в образователь-
ном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Участие в экспертизе примерных образова-
тельных программ дошкольного образования (в части учета региональ-
ных, этнокультур-
ных особеннос-
тей)

Организация обсуждения вариативных примерных образователь-
ных программ ДО в части учета региональных, этнокультур-
ных особенностей и направление предложений в региональную рабочую группу

Использование примерных образователь-
ных программ, находящихся в федеральном реестре, при разработке основных образователь-
ных программ дошкольного образования

1.8.

Разработка методических рекомендаций по развитию негосударствен-
ного сектора в дошкольном образовании

Октябрь - ноябрь 2014 года

Методические рекомендации по развитию негосударствен-
ного сектора в дошкольном образовании

Корректиров-
ка нормативно-
правовой и методической базы субъектов РФ по вопросам развития негосударст-
венного сектора в дошкольном образовании.
Организация совещаний с главами муниципаль-
ных образований по вопросам развития негосударст-
венного сектора дошкольного образования

Методическое сопровожде-
ние негосударст-
венных организаций и индивидуаль-
ных предпринима-
телей, реализующих программы дошкольного образования

    

2. Организационное обеспечение реализации ФГОС ДО

2.1.

Создание координацион-
ной группы, обеспечиваю-
щей координацию действий органов управления образованием субъектов РФ по исполнению плана действий по введению ФГОС ДО

Февраль 2014 года

Создание Координацион-
ной группы по дошкольному образованию при Минобрнауки России

Участие в работе Координаци-
онной группы Минобрнауки России

Создание рабочей группы муниципаль-
ного образования по введению ФГОС ДО

Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО

2.2.

Создание региональных рабочих групп по внедрению ФГОС дошкольного образования

Февраль 2014 года

Региональ-
ные группы по внедрению ФГОС дошкольного образования

Направление предложений по составу в региональную рабочую группу

Направление предложений по составу в региональную рабочую группу

2.3.

Сопровождение деятельности "Пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО

Январь 2014 года - декабрь 2014 года

Перечень "Пилотных площадок", организация "горячей линии" по введению ФГОС ДО

Определение перечня "Пилотных площадок" в регионе.
Координация и организаци-
онное сопровож-
дение деятельности "Пилотных площадок" в субъектах Российской Федерации по введению ФГОС ДО по вопросам региональной компетенции

Определение перечня "Пилотных площадок" в муниципаль-
ном образовании.
Координация и организацион-
ное сопровожде-
ние деятельности "Пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО по вопросам компетенции учредителя образователь-
ной организации

Создание системы методической работы, обеспечиваю-
щей сопровождение введения ФГОС ДО.
Создание условий для участия педагогических работников в учебно-
методических объединениях системы образования

2.4.

Организация получения методической, психолого-
педагогической, диагностичес-
кой и консультатив-
ной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

В течение 2014 года

Методические рекомендации по организации и функциониро-
ванию консультативно-
методических центров (организацион-
ные, экономические, функциональ-
ные вопросы)

Организация получения методичес-
кой, психолого-
педагогичес-
кой, диагностичес-
кой и консультатив-
ной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образова-
тельных организациях

Организация работы пунктов получения методической, психолого-
педагогиче-
ской, диагностиче-
ской и консультатив-
ной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, с учетом методических рекомендаций по организации и функциониро-
ванию консультатив-
но-методичес-
ких центров

    

3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО

3.1.

Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО

Июль 2014 - декабрь 2016 годов

Разработка программ и учебно-
методических комплектов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования

План-график повышения квалифика-
ции для руководящих и педагогиче-
ских работников дошкольного образования на уровне субъекта

План-график повышения квалификации для руководящих и педагогиче-
ских работников дошкольного образования на уровне учредителя

Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации

3.2.

Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций

Июль 2015 года

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций

Организация проведения аттестации педагогиче-
ских работников в соответствии с методичес-
кими рекоменда-
циями

Организация семинаров по подготовке к аттестации педагогичес-
ких работников

3.3.

Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации

2014 - 2016 годы

Методическое обеспечение стажировочных площадок по введению ФГОС ДО

Координация деятельности стажировоч-
ных площадок для подготовки тьюторов по сопровожде-
нию реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации

3.4.

Разработка предложений по изменению ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-
педагогическое образование, специальное (дефектоло-
гическое) образование

Ноябрь 2015 года

Изменения ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-
педагогическое образование, специальное (дефектоло-
гическое) образование

Привлечение молодых специалистов для работы в ДОО

Сопровожде-
ние молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС

Определение наставников для молодых специалистов

    

4. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО

4.1.

Разработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования

Октябрь 2013 года

Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступ-
ного и бесплатного дошкольного образования

Учет методических рекоменда-
ций при формирова-
нии региональных бюджетов на очередной финансовый год

Учет методических рекомендаций при определении размера родительской платы и затрат на реализацию муниципаль-
ных полномочий в области дошкольного образования

Эффективное планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ

4.2.

Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Апрель 2014 года - Апрель 2015 года

Аналитические материалы по результатам мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступ-
ного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Доработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступ-
ного и бесплатного дошкольного образования по итогам мониторинга

Подготовка бюджетных проектировок на очередной бюджетный год с учетом доработан-
ных методических рекоменда-
ций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступ-
ного и бесплатного дошкольного образования

Нормативно-
правовой акт, утверждаю-
щий значение финансового норматива на содержание имущества, создание условий для присмотра и ухода и организации получения общедоступ-
ного и бесплатного дошкольного образования.
Подготовка государствен-
ных (муниципаль-
ных) заданий с учетом доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступ-
ного и бесплатного дошкольного образования

Корректировка и выполнение государствен-
ных (муниципаль-
ных) заданий

4.3.

Разработка методических рекомендаций по оказанию платных дополнительных образователь-
ных услуг в организациях, осуществляю-
щих образователь-
ную деятельность по реализации основных общеобразова-
тельных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Июль 2014 года

Методические рекомендации по оказанию платных дополнитель-
ных образователь-
ных услуг в организациях, осуществляю-
щих образователь-
ную деятельность по реализации основных общеобразова-
тельных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Учет методических рекоменда-
ций при планировании деятельности по надзору за исполнением законода-
тельства в сфере образования

Организация предостав-
ления дополнитель-
ных образователь-
ных услуг организация-
ми, реализующи-
ми программы дошкольного образования

Получение лицензии на реализацию дополнитель-
ных образователь-
ных программ и предоставле-
ние дополни-
тельных образователь-
ных услуг организациями, реализующими программы дошкольного образования

    

5. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО

5.1.

Научно-
практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО

2014 - 2016 годы

Проведение всероссийских конференций, межрегиональ-
ных семинаров и вебинаров, "круглых столов" по вопросам введения ФГОС ДО

Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО

Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО

Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО.
Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО

5.2.

Информацион-
ное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО

Сен-
тябрь 2013 года - декабрь 2015 года

Информиро-
вание обществен-
ности (в том числе и педагогической) о ходе и результатах реализации ФГОС ДО с использовани-
ем интернет-
ресурсов (официальный сайт Минобрнауки России), педагогических, научно-
методических изданий и СМИ

Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО

Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО

     

     

Приложение N 2

     

Список субъектов Российской Федерации

1. Амурская область

2. Белгородская область

3. Воронежская область

4. Ивановская область

5. Иркутская область

6. Кабардино-Балкарская Республика

7. Кемеровская область

8. Костромская область

9. Красноярский край

10. Новгородская область

11. Оренбургская область

12. Республика Татарстан

13. Республика Саха (Якутия)

14. Республика Коми

15. Ростовская область

16. Рязанская область

17. Санкт-Петербург

18. Смоленская область

19. Ставропольский край

20. Тюменская область

21. Тульская область

22. Челябинская область


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Департамента
общего образования Томской области
www.edu.tomsk.gov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 13.02.2014

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»