Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ и статьи 9_2 Федерального закона N 7-ФЗ автономное и бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, сформированного в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным видам его деятельности.
Таким образом, в указанных федеральных законах прямо указано, что бюджетному и автономному учреждению должно быть установлено государственное (муниципальное) задание, которое на основании статьи 69_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Исключением из этого правила являются учреждения, оказывающие исключительно медицинские услуги за счет средств обязательного медицинского страхования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением медицинскими учреждениями деятельности в рамках обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
В соответствии с положениями данного закона утверждение государственных (муниципальных) заданий для медицинских организаций, в части медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования, не предусмотрено.
Государственные (муниципальные) задания формируются для бюджетных и автономных учреждений органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя, для казенных учреждений - главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых эти учреждения находятся.
Принятие решения о формировании государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений является правом, а не обязанностью главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых такие учреждения находятся.
В соответствии со статьей 69_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок формирования государственного (муниципального) задания определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно. Для государственных учреждений субъектов Российской Федерации такой порядок устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных учреждений - местной администрацией с соблюдением требований, установленных статьей 69_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно определяет форму государственного (муниципального) задания, порядок его утверждения (грифом "утверждаю" или правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения), а также порядок внесения в него изменений (путем переутверждения государственного (муниципального) задания в целом или утверждения только его изменений).
Правовым актом, устанавливающим порядок формирования государственного (муниципального) задания, может быть предусмотрена обязательность формирования государственного (муниципального) задания не только для государственного (муниципального) учреждения в целом, но и для его обособленного структурного подразделения. При этом обязанность по формированию государственных (муниципальных) заданий для обособленных структурных подразделений государственных (муниципальных) учреждений целесообразно возложить на руководителей этих учреждений. Для федеральных государственных учреждений такая обязанность установлена методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденными совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2010 N 136н/526.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания для структурного подразделения устанавливается тем же актом, что и порядок формирования государственного (муниципального) задания для самого учреждения.
В случае наделения в установленном порядке органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, для муниципальных учреждений, которые будут фактически осуществлять их реализацию посредством предоставления услуг (выполнения работ), формируются муниципальные задания, утверждаемые органами, на которые возложены функции и полномочия их учредителя (главными распорядителями средств местного бюджета в отношении казенных учреждений).
Для одного учреждения целесообразно формировать одно государственное (муниципальное) задание.
Показатели, перечисленные в статье 69_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые должно содержать государственное (муниципальное) задание, правовым актом, устанавливающим порядок формирования государственного (муниципального) задания, могут быть дополнены.
Согласно статье 69_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе (но не обязан) включить в государственное (муниципальное) задание показатели качества государственных (муниципальных) услуг.
Показатели качества услуги не стоит путать с утверждаемыми уполномоченными органами власти стандартами оказания услуг.
В отличие от показателей качества стандарт оказания услуги является обязательным при ее оказании и устанавливает необходимые характеристики и требования, которым должна удовлетворять услуга. Невыполнение стандарта влечет за собой невыполнение государственного (муниципального) задания.
Показатели качества могут предъявляться как к процессу оказания услуги (например, число сотрудников учреждения, имеющих ученую степень (ученое звание, первую или высшую квалификационную категорию); отсутствие предписаний надзорных органов; доля персонала, прошедшего повышение квалификации (профессиональную переподготовку) в течение года; время ожидания визита на прием), так и к ее результату (например, доля обучающихся - участников (лауреатов, призеров) региональных (национальных, международных) конкурсов (смотров, олимпиад); число выпускников, получивших диплом о высшем образовании с отличием; продолжительность жизни пациентов (клиентов), получивших услугу).
Достижение установленных показателей качества может являться основанием для увеличения объема государственного (муниципального) задания, а также для премирования руководителя и работников учреждения.
Срок утверждения государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) учреждений каждым публично-правовым образованием устанавливается самостоятельно. Но поскольку государственное (муниципальное) задание является одним из основных документов, регламентирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений, данный документ следует утверждать до начала очередного финансового года.
В соответствии со статьей 69_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае утверждения закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, государственное (муниципальное) задание утверждается на срок до одного года. В случае утверждения закона (решения) о бюджете на трехлетний период, государственное (муниципальное) задание утверждается на срок до трех лет.
Справочно:
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение порядка формирования и утверждения государственного (муниципального) задания будет являться основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности, влекущего наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.