Признак | Казенное учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение |
Возможность открытия и ведение счетов (лицевых счетов) в кредитной организации | "-" | "-" | "+" |
Субсидиарная ответственность учредителя | "+" | "+" - по обязательствам, возникшим до 01.01.2011 | "-" |
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя: | |||
недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств | "-" | "-" | "-" |
недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности | "-" | "-" | "+" |
особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств | "-" | "-" | "-" |
особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности | "-" | "+" | "+" |
иным имуществом | "-" | "+" | "+" |
Распространение действия положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с 01.01.2014 вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действие которого распространяется на бюджетные и автономные учреждения в объеме, установленном статьей 15 данного закона) | "+" | "+" | "-" |
Получение (предоставление) кредитов (займов) | "-" | Прямого запрета законодательство Российской Федерации не содержит | "+" |
Безусловно, большое значение имеет также уровень управленческого потенциала учреждений - наличие квалифицированных управленцев, готовых взять на себя повышенную ответственность вкупе с большей самостоятельностью.
Вместе с тем ошибочным при принятии решения об отнесении учреждения к тому или иному типу является следующий подход: отсутствует приносящая доход деятельность - казенное учреждение, могут оказываться платные услуги - бюджетное или автономное учреждение.
Во-первых, доходы, получаемые казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, являются одним из доходных источников соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Во-вторых, основной целью реформы, проводимой в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ, является повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, а не предоставление государственным (муниципальным) учреждениям возможности "заработать" в процессе оказания платных услуг.
По вопросу определения организационно-правовой формы для органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления (далее - органы власти) необходимо отметить следующее.
Исходя из анализа законодательства Российской Федерации (пункт 9 статьи 35, пункт 7 статьи 37, статья 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункт 7 статьи 4, пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; статья 1 Федерального закона от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"; положения о федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и пр.) следует, что органы власти обладают правами юридического лица.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 и пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на данные органы распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.