Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 ноября 2013 года N 191-01-39/06-ГИ

[Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств]



Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в работе Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств.

Г.П.Ивлиев

     

     

Приложение
к письму Минкультуры России
от 19 ноября 2013 года N 191-01-39/06-ГИ

     

Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств

     

     

I. Пояснительная записка


Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие "дополнительные общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Настоящие Рекомендации разработаны во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанных образовательных программ.

Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83)*.

________________

* Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей.


Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей.

Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

II. Рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств

     

     

2.1. Общие положения


Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает самостоятельно:

планируемые результаты освоения образовательной программы;

график образовательного процесса и промежуточной аттестации;

содержание и форму итоговой аттестации;

систему и критерии оценок.

Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается органом самоуправления образовательной организации (советом образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем.

В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.

В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Образовательной организацией должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области искусств и её учебному плану.

Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:

формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.

Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется группировать по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся.

Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.

2.2. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области театрального искусства


Результатом освоения общеразвивающей программы в области театрального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области художественно-творческой подготовки:

- знаний основ техники безопасности при нахождении на сценической площадке;

- умений использовать выразительные средства для создания образа (пластика, выразительность поведения и т.д.);

- навыков владения основами актерского мастерства;

- навыков владения средствами пластической выразительности;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

- навыков тренировки физического аппарата.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области театрального искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведениях в области театрального искусства;

- знаний основных средств выразительности театрального искусства;

- знаний наиболее употребляемой театральной терминологии.

Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства

N п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы)

I

II

III

1.

Учебные предметы художественно-творческой подготовки:

2

2

3

1.1.

театральные игры

1

I, II

1.2.

ритмика

1

I

1.3.

основы актерского мастерства

2

1

II, III

1.4.

пластический театр

2

III

2.

Учебный предмет историко-теоретической подготовки:

-

1

1

2.1.

беседы о театре

1

1

III

3.

Учебный предмет по выбору:

1

1

1

3.1.

танец

1

1

1

I, II, III

Всего:

3

4

5


Примерный перечень учебных предметов: театральные игры, основы актерского мастерства, художественное слово, основы сценической речи, сценическое движение, подготовка сценических номеров, кукольный театр, пластический театр, музыкальный театр, театр моды, музыкальный инструмент, постановка голоса, вокальный ансамбль, ритмика, танец, беседы об искусстве, беседы о театре и другие.

2.3. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области музыкального искусства


Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства