Комментарий к Федеральному закону от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"

Комментарий к статье 9. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов


Комментируемая статья определяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

Следует сказать, что полномочия определяют компетенцию органов государственной власти, поэтому иногда данные понятия отождествляют. Действительно, "компетенция" и "полномочия" - категории достаточно близкие и отражают характеристику одного и того же правового явления - характеризуют деятельность органов власти и управления. Однако полномочия конкретного публичного субъекта раскрывают его компетенцию. Иначе говоря, публичный орган власти, реализуя свою компетенцию, осуществляет конкретные полномочия.

В вопросах определения конкретных полномочий органов власти принципиальное значение имеют положения Конституции РФ, в соответствии с подп."ж" ч.1 ч.72 которой координация вопросов донорства крови как составной части здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это закрепляет совместную ответственность центра и регионов за организацию обращения донорской крови и ее компонентов как на отдельной территории, так и в масштабах страны.

Структурно комментируемая норма определяет, с одной стороны, полномочия федеральных органов государственной власти в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов, и с другой - полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В последнем случае речь идет об отраслевом органе управления в сфере донорства крови, каковым является Министерство здравоохранения РФ (Минздрав РФ).

Помимо отраслевого органа управления федеральный уровень управления представлен различными органами исполнительной власти, в той или иной мере осуществляющими мероприятия в сфере обращения донорской крови и ее компонентов. При этом в компетенцию данных органов включен наиболее общий перечень полномочий в обозначенной области, учитывая их профильную специализацию в установленных сферах государственного управления.

В частности, как следует из комментируемой статьи, к таким полномочиям отнесены обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов и пропаганды донорства крови и ее компонентов; организация и осуществление государственного контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов; развитие службы крови и координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и уполномоченных органов местного самоуправления по организации деятельности службы крови; координация проведения научных исследований, утверждение федеральных программ научных исследований в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов; установление единой системы статистического учета и отчетности в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов; финансовое обеспечение организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и осуществляющих деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов; осуществление международного сотрудничества Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов и т.п.