Соглашение между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным медико-биологическим агентством о взаимодействии в области государственного регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии



Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в лице руководителя Ростехнадзора Кутьина Николая Георгиевича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, с одной стороны, и Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА России) в лице руководителя Уйба Валентина Викторовича, действующего на основании Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 206, с другой стороны, именуемые далее Сторонами, руководствуясь пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, пунктами 1, 4, 5.1, 5.1.1, 5.2, 5.3.1, 5.3.2, 5.4, 5.11.1, 5.11.5 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, статьей 25 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", статьей 5, пунктами 1, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", статьями 4 и 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Стороны заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

I. Общие положения

1.1. Стороны, обладая полной независимостью и самостоятельностью в реализации собственных функций и полномочий, считают целесообразным установить взаимодействие в области государственного регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии, а также согласовать принципы и положения, которыми Стороны будут руководствоваться.

1.2. При осуществлении взаимодействия Стороны исходят из принципа выработки единого подхода и совместных решений в вопросах государственного регулирования радиационной безопасности в целях:

обеспечения безопасности отдельных лиц, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии от радиационной опасности;

предотвращения дублирования функций органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

1.3. При осуществлении функций по контролю (надзору) в области использования атомной энергии Стороны руководствуются Административным регламентом взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом.

II. О направлениях взаимодействия

2.1. Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие по следующим направлениям:

подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в области государственного регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

проведение взаимных консультаций и рабочих встреч по вопросам разработки и применения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, документов государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, устанавливающих требования к обеспечению радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

организация и осуществление контрольно-надзорных функций за разработкой и реализацией мероприятий по защите персонала и населения в случае аварий на объектах использования атомной энергии и готовностью организаций (предприятий) к ликвидации их последствий, включая организацию проведения расследований нарушений в работе объектов и медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных аварий и инцидентов;

взаимодействие при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, в том числе при транспортировании ядерных и радиоактивных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;

взаимодействие в области организации и функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

взаимодействие в области организации и осуществления научных исследований по обоснованию принципов и критериев радиационной безопасности, а также проведения оценок и экспертиз в сфере радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

взаимодействие в области регулирования нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты.

III. О принципах взаимодействия

3.1. Для повышения эффективности взаимодействия в области государственного регулирования радиационной безопасности Стороны обязуются руководствоваться нижеследующими принципами и положениями.

3.2. ФМБА России является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в части регулирования радиационной безопасности работников объектов использования атомной энергии (далее именуется - персонал) и населения. При этом радиационная безопасность персонала и населения понимается как состояние их защищенности от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения.


В соответствии со своими полномочиями ФМБА России:

3.2.1. Организует разработку, утверждение и введение в действие документов государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, регламентирующих радиологические аспекты обеспечения радиационной безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и устанавливающих допустимые уровни воздействия ионизирующего излучения на человека, в том числе медико-санитарные требования в отношении продукции (работ, услуг), ее характеристик, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, сведения о которых составляют государственную тайну или относятся к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа:

при облучении персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации объектов использования атомной энергии,

при облучении персонала и населения в условиях радиационной аварии,

при облучении работников промышленных предприятий и населения природными источниками ионизирующего излучения.

3.2.2. Организует и проводит санитарно-эпидемиологическую экспертизу технической документации, обосновывающей радиационную безопасность населения при использовании атомной энергии.

3.3. Ростехнадзор является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в части регулирования ядерной, радиационной и технической безопасности объектов использования атомной энергии. При этом радиационная безопасность объектов использования атомной энергии понимается как достигаемое техническими средствами и организационными мерами свойство объектов использования атомной энергии при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации (включая аварии), способное ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами.

В соответствии с этим Ростехнадзор:

3.3.1. Организует разработку, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентирующих технические и организационные аспекты обеспечения радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и устанавливающих:

принципы, критерии и основные требования обеспечения радиационной безопасности к объектам использования атомной энергии,

принципы и требования обеспечения радиационной безопасности к объектам использования атомной энергии и организациям при обращении с радиоактивными отходами,

принципы и требования обеспечения радиационной безопасности при транспортировании радиоактивных материалов,

основные требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации;

3.3.2. Осуществляет лицензирование деятельности в области использования атомной энергии;

3.3.3. Выдает разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.

IV. О порядке взаимодействия

4.1. В целях осуществления взаимодействия в рамках настоящего Соглашения каждая из Сторон обязуется:

4.1.1. Привлекать (по согласованию) специалистов другой Стороны:

к разработке федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к обеспечению радиационной безопасности при использовании атомной энергии (технических и санитарно-гигиенических аспектов), документов государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, нормативных правовых актов, нормативно-методических документов,

к проведению консультаций Сторон по вопросам выдачи разрешительных документов на право работ с радиационными источниками и на право ведения работ в области использования атомной энергии

к проведению научных исследований по обоснованию принципов и критериев радиационной безопасности, а также проведению оценок и экспертиз безопасности при использовании атомной энергии,

к расследованию обстоятельств и установлению причин нарушений в работе объектов использования атомной энергии, влияющих на радиационную безопасность этих объектов и населения, проведению анализа таких нарушений, подготовке решений по результатам расследований,

к оказанию методической помощи другой Стороне по вопросам регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

4.1.2. Уведомлять другую Сторону о выявленных нарушениях в работе объектов использования атомной энергии, влияющих на радиационную безопасность этих объектов, персонала и населения (включая аварии);

4.1.3. Уведомлять другую Сторону о приостановлении действия разрешительных документов на право работ с радиационными источниками и на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также их аннулировании;

4.1.4. Направлять по запросам другой Стороне имеющиеся информационные материалы о состоянии радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и населения и готовности организаций к ликвидации последствий радиационных аварий, а также нормативные правовые акты и нормативно-методические документы по вопросам регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии.

V. О реализации Соглашения

5.1. С целью координации работ и выработки согласованных действий по реализации настоящего Соглашения по согласованию Сторон могут создаваться совместные рабочие группы из специалистов центрального аппарата Ростехнадзора и ФМБА России, и/или специалистов их территориальных органов и подведомственных организаций.

5.2. Действия Сторон по реализации конкретных положений настоящего Соглашения регулируются согласованными решениями совместных рабочих групп, совместными программами, планами и/или иными документами.

VI. О порядке информационного взаимодействия

6.1. Информационный обмен между Сторонами осуществляется на основании письменных запросов, подлежащих рассмотрению и предоставлению запрашиваемой информации в установленный срок.

6.2. Полученную в порядке обмена информацию Стороны используют только в целях реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.3. Обмен информации осуществляется на безвозмездной основе.

6.4. Порядок размещения в информационных системах общего пользования сведений о деятельности ФМБА России и Ростехнадзора при осуществлении мероприятий согласно настоящему Соглашению и доступа к указанной информации устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5. По согласованию Сторон информация об их взаимодействии в рамках настоящего Соглашения может быть размещена в средствах массовой информации.

VII. Заключительные положения

7.1. Каждая из Сторон вправе досрочно прекратить действие настоящего Соглашения, уведомив об этом другую Сторону не позднее чем за месяц до предполагаемой даты расторжения Соглашения.

7.2. В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, и которые вступают в силу со дня их подписания Сторонами.

7.3. Споры и разногласия между Сторонами, вытекающие из настоящего Соглашения, решаются путем взаимных консультаций и переговоров.

7.4. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение 1 (одного) года от даты его подписания.

7.5. В случае если ни одна из Сторон не менее чем за 30 (тридцать) дней до окончания срока действия Соглашения не изъявит письменно намерение прекратить его действие, то Соглашение считается продленным на тех же условиях на 1 (один) год.

7.6. Настоящее Соглашение подписывается в двух, экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

Руководитель Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Н.Г.Кутьин
28.12.2010

     
Руководитель Федерального
медико-биологического агентства
В.В.Уйба
28.12.2010




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ФМБА России
www.old.fmbaros.ru (сканер-копия)
по состоянию на 27.01.2014

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»