МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 августа 2012 года N 16-1/10/2-1891

[О направлении Методических рекомендаций по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах]



Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Планом реализации подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" "О разработке комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусматривающих принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей" направляет методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах, разработанные Центральным научно-исследовательским институтом информатизации и организации здравоохранения Минздрава России.

          

Предлагаем провести расчет потребности во врачах в соответствии с направляемой методикой и в срок до 1 октября 2012 года направить в Департамент образования и кадровых ресурсов и Центральный научно-исследовательский институт информатизации и организации здравоохранения по электронным адресам: KupeevaIA@rosminzdrav.ru. и obrkadr@mednet.ru.

Телефоны для консультаций по методике расчета:

8 968 867 6257 Гажева Анастасия Викторовна

Таблицы для заполнения в формате Excel направлены в адрес органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по электронной почте.

И.Н.Каграманян

         

Методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах



Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом в составе доктора медицинских наук, профессора Сон И.М., доктора медицинских наук, профессора Леонова С.А., кандидата медицинских наук Гажевой А.В., кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника Матвеева Э.Н., научного сотрудника Мургиной О.В., научного сотрудника Несветайло Н.Я. при участии сотрудника Томского МИАЦ Шибалкова И.П.

Введение



Ресурсы здравоохранения в любом обществе всегда ограничены, поэтому вопросы их наиболее эффективного использования являются ключевыми.

В Российской Федерации вопросы кадрового обеспечения являются неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения, а медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса.

Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой в качестве одной из ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. В этих условиях формируется новая роль планирования численности кадровых ресурсов в здравоохранении как метода согласования потребностей с имеющимися экономическими возможностями страны, выбора оптимального варианта их перспективного развития.

В настоящих методических рекомендациях представлен алгоритм расчета потребности населения во врачебных кадрах для текущего планирования здравоохранения с целью выявления недостатка или избытка врачебных кадров в системе здравоохранения на региональном и федеральном уровнях и оценки эффективности их использования.

Особенность планирования потребности в медицинских кадрах заключается в его ярко выраженной социальной направленности. Сложность планирования в здравоохранении обусловлена длительным циклом подготовки квалифицированных работников. Оно должно опираться на данные прогнозов (социально-демографических, экономических, научно-технических, эпидемиологических).

Планирование кадров должно содержать:

- определение потребности в квалифицированных специалистах,

- планирование подготовки квалифицированных специалистов и их специализации,

- распределение медицинских кадров по территории,

- мероприятия по повышению эффективности использования кадров.

Система плановых показателей развития кадровых ресурсов должна отражать взаимосвязь всех фаз воспроизводства кадров, создавать возможность для комплексного планирования всех категорий работников, обеспечивать рациональное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования; обеспечивать сводимость и сопоставимость плановых расчетов всех управления.

Ключевой задачей планирования кадров является обеспечение адекватного расчета потребности с учетом различной продолжительности принятого планового периода (1, 5, 10 и более лет).

Особенностью этих расчетов является определение оптимальной численности врачебных кадров, необходимой для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных Федеральной и Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ТПГГ).

С показателем "должность" в здравоохранении связывается определенный объем деятельности по оказанию медицинской помощи, в связи с чем, этот показатель имеет экономическое содержание. С учетом имеющего место в учреждениях здравоохранения совместительства должностей медицинских работников анализ численности медицинских кадров, особенно врачей, планирование проводится в должностях и физических лицах. Совместительство кадров является действенным инструментом расширения возможностей предоставления населению медицинской помощи в условиях недостатка физических лиц медицинских работников.

Сущность предлагаемого порядка расчета потребности во врачебных кадрах на основе моделирования по методу компонентов


Врачебные кадры являются сложной динамической системой, включающей разнообразные группы персонала с учетом роли в организации лечебно-диагностического процесса. В этой связи выделяется несколько групп врачебного персонала. Важнейшей является "лечебная группа" - врачи, непосредственно оказывающие помощь населению (врач амбулаторного приема, врачи, ведущие больных в стационаре, врачи скорой помощи).

В "лечебную группу" включается также "группа усиления", к которой отнесены врачи, принимающие участие в оказании медицинской помощи населению, но в специфической форме (заведующие отделениями, врачи-консультанты, врачи, относящиеся к общебольничному персоналу, дежурные врачи, врачи приемного покоя, врачи по оказанию медицинской помощи детям в школьно-дошкольных образовательных учреждениях, цеховые врачи и др.). Врачи этой группы составляют значительное число кадров системы здравоохранения.

Особую группу врачей, как в стационаре, так и в поликлинике составляют специалисты так называемой "параклинической группы", включающей в себя две подгруппы: "лечебно-диагностическую" и "управления". Следует отметить, что численность "лечебно-диагностическая" подгруппы врачей в последние годы интенсивно возрастает, в связи с нарастающими темпами научно-технического прогресса в отрасли.

Теория штатного нормирования персонала учреждений здравоохранения теоретически обосновала и практически показала возможность использования расчета потребности в кадрах как "прямым расчетом" их необходимой численности, так и использования метода соотношения между отдельными группами персонала. Методической особенностью определения потребности в кадрах является установление их необходимого количества по каждой группе в отдельности (метод компонентов), с учетом их функциональных обязанностей.

Так, врачи "параклиники", согласно штатно-нормативным документам Минздравсоцразвития России, рассчитываются на основе соотношения между потребностью в них и числом врачей, ведущих амбулаторный прием, либо в расчете на определенную численность больничных коек (суммарно всех профилей или отдельных профилей). Эта особенность определения потребности во врачах данной группы ("врачей параклиники") позволяет в расчетах, помимо метода "прямого счета", использовать сложившиеся устойчивые коэффициенты соотношения.

В основе алгоритма расчета необходимого числа врачей, непосредственно оказывающих помощь пациентам (врачи амбулаторного приема полклиники и врачи, ведущие больных в стационарах), лежат нормативные показатели программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, представленные в виде объемных показателей (число посещений, число госпитализаций, число пролеченных в дневном стационаре в расчете 1 жителя (на 1000 жителей) в год).

С учетом функции врачебной должности врача поликлиники осуществляется переход от норматива объема помощи к нормативу должности врача-специалиста, ведущего соответствующий прием.

Функция врачебной должности врачей-специалистов включает не только непосредственно амбулаторный прием в учреждении, но и другие виды работ: работу с документацией, санпросветработу, работу в выездных бригадах, осуществляет визиты на дом с разными целями (активные визиты, патронаж, вызовы по поводу заболеваний), проведение амбулаторных операций, диагностические исследования во время амбулаторного приема и т.д.. Затраты времени на данные виды работ разные и должны быть регламентированы в учреждении. Исходя из этого, необходимо рассчитать и утвердить (в учреждении, в субъекте) нагрузки на врачебную должность в количестве посещений на амбулаторном приеме, включая визиты на дом. Именно нагрузка на врачебную должность (количество посещений в год) используется для расчета потребности во врачебных кадрах "лечебной группы" при оказании амбулаторной медицинской помощи.

От потребности населения в госпитализации через показатели средней длительности пребывания больного на койке (по каждому профилю) и показателя числа дней работы койки в году определяется нормативная потребность в больничных койках (и мест в дневном стационаре). С учетом установленной нагрузки на одного врача в стационаре (ведущего больных) осуществляется переход от норматива коек к нормативу врачебных должностей. Более сложным в методическом отношении является установление необходимой численности врачей "группы усиления".

В каждом субъекте Российской Федерации с учетом местных особенностей потребность в специалистах группы "усиления" будет различной и усредненный показатель по России (полученный на основе репрезентативного выборочного исследования) имеет для конкретного региона относительное значение. Наиболее надежным может быть метод "прямого расчета". Например, рассчитать потребность в штатных должностях заведующих отделением можно, разделив число фактически развернутых коек определенного профиля на нормативную коечную мощность отделения, при которой вводится 1 должность заведующего отделением (30, 40, 60 коек).

Алгоритм расчета потребности региона в медицинских кадрах построен на использовании нормативов объемов (вызовов скорой медицинской помощи, посещений, койко-дней, дней лечения), утвержденных в Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (ТПГГ) субъекта. При этом объемы медицинской помощи в ТПГГ субъекта Российской Федерации должны быть сбалансированы (иметь тенденцию) и сопоставимы с нормативами объемов Федеральной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Российской Федерации.

Следует заметить, что расчеты необходимого числа медицинских кадров проводятся по методу компонентов раздельно по следующим структурным подразделениям - скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар, дневной стационар и группам персонала (Схема 1).

Схема 1

     
Алгоритм расчета потребности в медицинских кадрах

Скорая медицинская помощь

АПУ

Стационары круглосуточного пребывания

Дневные стационары

Объемы, утвержденные ТПГГ (число вызовов на 1 жителя)

Объемы, утвержденные ТПГГ (число посещений на 1000 населения)

Объемы, утвержденные ТПГГ (уровень госпитализации, число койко-дней на 1000 населения, работа койки)

Объемы, утвержденные ФПГГ (число мест на 1000 населения)

Норматив потребности во врачебных кадрах

Нагрузка на врачебную должность (среднее число посещений на 1 врачебную должность)

Расчет числа койко-
дней (использование норматива ТПГГ по койко-дням)

Расчет количества коек (через территориальный норматив числа мест)

Расчет потребности во врачебных кадрах

Расчет численности врачей, ведущих амбулаторный прием (с учетом террито-
риальных нормативов)

Расчет количества коек (через среднегодовую работу койки, рекомендованную МЗ РФ)

Расчет численности врачей - всего (через нормативное число коек на одну врачебную должность)

Расчет "группы усиления" (в % к врачам основной группы)

Расчет численности врачей "основной группы" (через нормативное число коек на одну врачебную должность)

Расчет численности врачей в дневных стационарах и стационарах на дому

Расчет "группы усиления" (в % к врачам основной группы)

Расчетное значение потребности во врачебных кадрах - всего

Расчет численности врачей в дневных стационарах Расчетное значение потребности во врачебных кадрах - всего

Подготовка сводных таблиц потребности во врачебных кадрах, сопоставление с фактическим количеством работающих, определение дефицита/профицита по специальностям, группам врачей
Подготовка Заявки в МЗ России.
Обоснование и Защита заявки

          

По стационарному и амбулаторному видам медицинской помощи в первую очередь рассчитывается численность врачей "лечебной группы". На втором этапе проводится расчет подгруппы "врачей усиления".

Полученные по основным специальностям данные дополняются расчетом потребной численности врачей "параклинической группы", которая включает "лечебно-диагностическую подгруппу" (врачи анестезиологи-реаниматологи, эндоскописты, клинической лабораторной диагностики, рентгенологи, ультразвуковой диагностики, функциональной диагностике, физиотерапевты, лечебной физкультуре и спортивной медицине, диетологи, клинические фармакологи и т.д.) и "подгруппу управления" (руководители учреждений и их заместители, методисты, статистики).


Технология планирования медицинских кадров, построенная по методу компонентов, позволяет вносить коррективы в структуру формирования норматива (штатного норматива, нормы нагрузки, расчетных норм времени), и получать соответствующие поправки к действующему нормативному документу. Это дает возможность использовать настоящую схему для расчета вариантов, при необходимости внесения поправок на изменение условий деятельности тех или иных групп персонала в процессе модернизации системы здравоохранения.

Это позволяет при разработке текущих нормативов врачебных кадров, опираясь на комплекс указанных выше методов и их модификации внести серьезные коррективы по многим разделам кадрового обеспечения.

Использование метода моделирования для разработки нормативной базы позволяет по мере отработки и внедрения тех или иных моделей здравоохранения, проведения их кадрового обоснования, проводить перерасчет нормативной базы по соответствующим компонентам системы и рассчитывать на этой основе уточненную версию норматива. Например, при переходе на модель общей врачебной практики, соответствующие изменения должны быть внесены в модуль расчета численности врачей, оказывающих амбулаторную помощь населению.

Проведение работ по упорядочению использования врачебных кадров параклинического блока, обеспечивающего лечебно-диагностический процесс, позволяет внести соответствующие изменения в расчетный модуль группы врачебных специальностей лечебно-диагностического профиля (как по стационарному, так и амбулаторному сектору обслуживания).

Расчет необходимого числа кадров проводится по специализированным лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям здравоохранения особого типа, НИИ, учреждениям подготовки медицинских кадров и аппарату органов управления здравоохранением с учетом действующей номенклатуры учреждений здравоохранения и действующих штатно-нормативных документов.

Полученные в результате расчетов данные о потребности в медицинских кадрах должны быть сверены с фактической численностью с целью определения кадрового дефицита или профицита и обоснования мероприятий по их минимизации.

Методика расчета потребности во врачебных кадрах

1. Расчет необходимого числа врачей для оказания скорой медицинской помощи (СМП)

Основой для расчета служат объемы помощи (число вызовов на 1 жителя) принимаемые в субъекте Российской Федерации для реализации ТПГГ. В случае утверждения в Территориальной программе госгарантий субъекта Российской Федерации норматива вызовов выше федерального (0,318/0,330 на 1 жителя) необходимо предоставить обоснование и производить расчет потребности во врачебных кадрах по действующим приказам. Расчет потребности во врачах СМП необходимо производить согласно нормативам, указанным в таб.1 либо в таб.2

При расчете потребности во врачах СМП необходимо использовать норматив числа вызовов, утвержденный МЗ России для субъекта (0,318/0,330 на 1 жителя), указанный в экономическом обосновании Федеральной Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

Расчет потребности во врачебных кадрах скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности _______ г.

Федеральный норматив, вызовов на чел/год

Количество бригад (смен)

Количество врачей

0,318/0,330

Определяется с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.99 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации", а также особенностями территории

Определяется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.99 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации", а также особенностями территории.

          

Полученные в результате расчета число врачебных кадров СМП должны входить в сводные таблицы по кадрам (приложение).

2. Расчет необходимого числа врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи


Основой расчета служат объемы помощи (число посещений), принимаемые в субъекте Российской Федерации для реализации ТПГГ на основе адаптации повозрастных показателей Федеральной ПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения. При адаптации Федеральной ПГГ к особенностям субъекта Российской Федерации могут быть выявлены более высокие (низкие) уровни заболеваемости, поэтому следует принять экспертное решение о повышении (снижении) федеральных показателей числа посещений по соответствующим видам медицинской помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»