В качестве возможных в рамках программно-целевого метода рассматриваются 2 варианта решения проблемы.
Первый вариант решения является интенсивным. В этом случае решение проблемы основывается на новых принципах решения поставленных задач с учетом опыта реализации Программы на 2006-2015 годы. Вариант характеризуется более высокими рисками, так как потребует иного алгоритма взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации. Однако при этом ожидаемые результаты могут быть достигнуты меньшими средствами за счет оптимизации проектных решений для объектов массового спорта.
Второй вариант решения проблемы является инерционным. Он заключается в сохранении определенных Программой на 2006-2015 годы направлений создания инфраструктуры. Вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как фактически сводится к естественной пролонгации осуществления уже апробированных мероприятий. Однако этому методу свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов.
Поскольку инерционный вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых по Программе на 2006-2015 годы, без учета новых направлений, то объем финансирования по этому варианту составляет 75 процентов объема финансирования интенсивного варианта.
Одним из рисков является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации (финансовый риск). При этом необходимо будет корректировать Программу на 2016-2020 годы в сторону сокращения планируемых мероприятий, что приведет к снижению эффективности Программы. Также к финансовому риску следует отнести невыполнение в полном объеме субъектами Российской Федерации принятых финансовых обязательств. В случае выбора инерционного варианта финансовые риски усугубляются отсутствием разделения вопросов развития инфраструктуры массового спорта и спортивного резерва, что в условиях ограниченности выделяемых средств создает внутреннюю конкуренцию указанных вопросов при определении на региональном уровне приоритетов финансирования и приводит к диспропорции создания в равной степени важных социальных объектов.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести административные риски, связанные с неэффективным управлением Программой. В качестве административных рисков могут выступать позднее заключение государственных контрактов, некачественная подготовка обосновывающих материалов при реализации и корректировке программных мероприятий и другое. Минимизация административных рисков будет обеспечиваться наличием дирекции Программы.
Неэффективное управление Программой на 2016-2020 годы может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, предусмотренных Программой на 2016-2020 годы, в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Невыполнение отдельных мероприятий Программы, связанное с указанными рисками, может привести к негативным последствиям:
обеспеченность населения объектами спорта для занятий физической культурой и спортом не приблизится к утвержденным государством социальным нормативам и нормам;
отсутствие в полной мере процесса подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации с учетом необходимости их акклиматизации и адаптации в условиях различных природно-климатических зон;
подготовка профессиональных кадров может столкнуться с проблемой износа и недостатка существующей инфраструктуры;
отсутствие эффективной работы системы формирования и закрепления спортивного резерва может привести к потере уровня подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по отдельным видам спорта;
ухудшение материально-технического состояния спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва и снижение возможности организации спортивных занятий с детьми и подростками.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации также является существенным фактором риска.
Для предотвращения этих рисков необходимо осуществлять мониторинг ситуации, складывающейся при реализации мероприятий Программы, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования всей системы мер, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям. При этом указанные мероприятия должны сопровождаться регулярными открытыми публикациями данных о ходе выполнения Программы.
С этой же целью предусматривается открытое обсуждение хода реализации Программы на координационном совете Программы.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы к ее разработке будут привлечены представители общественности, ученых и экспертного сообщества, а также будет обеспечено широкое обсуждение предлагаемых мероприятий, в том числе в субъектах Российской Федерации.
При оценке указанных рисков учитываются выявленные недостатки Программы на 2006-2015 годы, которые могут сохраниться при применении инерционного варианта, например, изменение принципов регулирования в сфере физической культуры и спорта, а также возможные различия в объемах финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, оптимальным является интенсивный вариант решения проблемы.