Недействующий

О промышленной политике в Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"



В настоящее время отсутствует комплексный законодательный акт, регламентирующий отношения, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.

В этих условиях Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", носящий фундаментальный характер, станет основой для реализации ключевых инструментов промышленной политики, заложенных в программных документах, систематизирует меры стимулирования промышленной деятельности, определит полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время приняты нормативные акты о промышленной политике или о регулировании промышленной деятельности, оказывающие стимулирующее воздействие на развитие промышленности в соответствующих регионах.

Проект Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с учетом следующих факторов, определяющих современную промышленную политику Российской Федерации:

1) Федеральным законом от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее - ВТО) от 15 апреля 1994 года, в связи с чем законопроект определяет новые принципы государственной поддержки промышленности, соответствующие требованиям ВТО;

2) переход на новую бюджетную стратегию предполагает охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов, в связи с чем законопроект устанавливает новый подход к регламентации взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при разработке и исполнении государственных программ Российской Федерации и региональных программ;

3) указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года определены новые цели и задачи в сфере промышленной политики, достижение которых требует введения новых инструментов промышленной политики, в связи с чем законопроект устанавливает новые меры стимулирования промышленной деятельности.

Законопроект регулирует отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики, путем определения:

1) ключевых понятий в сфере промышленной политики и промышленной деятельности;

2) целей, задач и принципов промышленной политики;

3) прав и обязанностей субъектов общественных отношений, возникающих при формировании и реализации промышленной политики;

4) особенностей применения мер финансовой, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области научно-технической и инновационной деятельности, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов промышленной деятельности, иных видов государственной поддержки в сфере промышленной деятельности;

5) территориальных аспектов развития промышленности.

Законопроект состоит из четырех глав:

В Главе 1 "Общие положения" определены предмет законопроекта, нормативное правовое регулирование в предметной области законопроекта, основные понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере промышленной политики, особенности правового статуса субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, порядок координации государственных и муниципальных программ, принимаемых в целях стимулирования промышленной деятельности.

При выработке понятий, используемых в законопроекте, учитывалось, что основной целью введения того или иного понятия в законопроект является не только использование его при определении мер стимулирования промышленной деятельности в законопроекте, но и дальнейшая возможность использования при администрировании налоговых льгот, предоставлении субсидий и осуществлении иных мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.

В законопроекте определены следующие понятия: промышленная политика, промышленная деятельность; субъекты промышленной деятельности; отрасль промышленности; уполномоченный орган Российской Федерации в сфере промышленной политики; меры стимулирования промышленной деятельности; промышленная инфраструктура; инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности; промышленная продукция, не имеющая аналогов в Российской Федерации; освоение производства; внедрение результатов интеллектуальной деятельности; специальный инвестиционный контракт.

Определение промышленной деятельности дано через виды экономической деятельности в ОКВЭД, относящиеся к обрабатывающему производству. Соответственно, и понятие отрасли промышленности в законопроекте связано не только с осуществлением однородных производственных процессов субъектами промышленной деятельности, но и с единством группировок видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Определение терминов "освоение производства" и "внедрение результатов интеллектуальной деятельности" вызвано необходимостью их единообразного применения в подзаконных актах, регламентирующих предоставление субсидий и иных мер финансовой поддержки при освоении производства или внедрении результатов интеллектуальной деятельности.

Целями промышленной политики, согласно законопроекту, являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, решение на этой основе социальных задач государства и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Задачами промышленной политики в Российской Федерации являются:

1) нормативное правовое регулирование промышленной деятельности,

2) софинансирование создания или развития промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности,

3) выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в Российской Федерации и за рубежом.

Именно через принципы промышленной политики в законопроекте определяется обусловленность применения мер стимулирования достижением целевых показателей и индикаторов, установленных документами государственного стратегического планирования и государственными программами, принимаемыми в целях стимулирования промышленного производства, а также необходимость координации мер стимулирования промышленной деятельности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В законопроекте установлены и иные важные принципы промышленной политики, включая право субъектов на равный доступ к государственной поддержке.

В законопроекте определяются права и обязанности следующих субъектов общественных отношений, возникающих при реализации промышленной политики: