ПРИКАЗ
от 8 декабря 2011 года N 122
Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации
(с изменениями на 26 марта 2014 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Счетной палаты Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 56;
приказом Счетной палаты Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 27.
____________________________________________________________________
В соответствии с федеральными законами от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 23 декабря 2010 года N 21)
приказываю:
1. Утвердить Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации (далее - Кодекс) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений аппарата Счетной палаты Российской Федерации обеспечить доведение Кодекса до сведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Счетной палаты Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель
С.В.Степашин
Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации
(с изменениями на 30 августа 2013 года)
1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года N 51/59), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 года N К(2000)10* о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Кодекс отражает основные нормы поведения, изложенные в нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в Лимской декларации руководящих принципов контроля, Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе, принятом XVI Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в ноябре 1998 года, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Счетной палаты Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 56. - См. предыдущую редакцию)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N R(2000)10". - Примечание изготовителя базы данных.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие аппарата Счетной палаты Российской Федерации (далее - гражданские служащие) независимо от замещаемой ими должности.
3. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.
4. Каждый гражданский служащий должен принимать необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
5. Знание и соблюдение гражданским служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
6. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу в Счетную палату Российской Федерации (далее - государственная служба, Счетная палата), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и выполнять их в процессе своей служебной деятельности.
7. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к Счетной палате и обеспечение единых норм поведения гражданских служащих.
8. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.
9. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с прохождением ими государственной службы.
10. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами Российской Федерации, призваны:
а) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Счетной палаты, так и гражданских служащих;
б) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Счетной палаты;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Счетной палаты;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
е) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
ж) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
з) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
и) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
к) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
л) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Счетной палаты;
м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
н) соблюдать установленные в Счетной палате правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Счетной палаты, её руководства, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего;
о) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Счетной палаты, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
п) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
р) регулярно повышать квалификацию и поддерживать ее на уровне, необходимом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
11. Гражданский служащий при прохождении государственной службы обязан:
а) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
б) противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
г) заявить при назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей;
д) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
е) представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего;
з) принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность и (или) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
и) не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
12. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданскими служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются гражданскими служащими по акту в Счетную палату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
13. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Счетной палате благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
14. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
15. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
16. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
17. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
18. Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
19. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
20. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит рассмотрению на заседании Комиссии Счетной палаты Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
21. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.
22. Соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"