Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны
____________________________________________________________________
Фактически утратили силу в связи с изданием
Методических рекомендаций МЧС России от 17.06.2016 N 2-4-71-34-11
____________________________________________________________________
1. Настоящие Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утверждённым приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)" (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012 года, N 23622) и предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации сбора информации в области гражданской обороны и обмена ею.
2. Методические рекомендации определяют формы донесений по гражданской обороне, вопросы организации работы по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны, а также организацию доведения до населения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" при внезапном нападении противника.
3. Сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в целях обеспечения разработки, уточнения и корректировки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), а также контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне.
4. В целях обеспечения сбора и обмена информацией федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют сбор и обобщение необходимых сведений в подведомственных сферах ведения (от соответствующих структурных подразделений, подведомственных территориальных органов и организаций, а также органов местного самоуправления), на основании которых представляют донесения (информацию) в соответствии с Регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны (приложение N 14 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденному приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП, зарегистрированным в Минюсте России 27 марта 2012 года, N 23622).
5. Донесения, содержащие информацию в области гражданской обороны, в соответствии с регламентом в зависимости от периода подготовки и представления подразделяется на:
представляемые в повседневной деятельности;
представляемые при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации;
представляемые в ходе выполнения мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей;
представляемые в ходе выполнения мероприятий, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации.
6. К информации, представляемой в режиме повседневной деятельности относятся:
а) доклад об организации и итогах подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны - форма 1/ОБУЧ (1/ОБУЧ-Ф);
б) сведения о наличии защитных сооружений гражданской обороны - форма 1/ИТМ ГО;
в) сведения о наличии горных выработок, приспосабливаемых для укрытия населения и материальных ценностей, размещения производства - форма 2/ИТМ ГО;
г) сведения о ходе строительства защитных сооружений гражданской обороны - форма 3/ИТМ ГО;
д) сведения о зонах возможного катастрофического затопления - форма 4/ИТМ ГО;
е) сведения об объектах хозяйственно-питьевого водоснабжения - форма 5/ИТМ ГО;
ж) сведения о состоянии и обеспеченности населения защитными сооружениями гражданской обороны - форма 6/ИТМ ГО;
з) сведения о наличии сил радиационной и химической защиты - форма 1/РХЗ;
и) донесение об обеспеченности населения и аварийно-спасательных формирований средствами радиационной и химической защиты и радиационного контроля - форма 2/РХЗ;
к) доклад о состоянии гражданской обороны субъекта Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти) - в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России;
л) основные показатели планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей - форма 3/ЭВАК;
м) сведения о проделанной работе по снижению негативного воздействия опасных биологических объектов и химических веществ - форма 1/БХБ;
н) сведения о проделанной работе по снижению негативного воздействия радиационно опасных объектов и радиационных веществ в Российской Федерации - форма 1/РБ;
о) сводные сведения об обеспеченности установленных категорий населения и личного состава аварийно-спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований медицинскими средствами защиты - форма 1/МБЗ;
п) состояние медицинской защиты населения - форма 2/МБЗ;
р) сведения о состоянии разработки нормативной правовой базы в области гражданской обороны - форма 1/НПБ;
с) сведения о наличии сил гражданской обороны - форма 1/СГО.
7. К информации, представляемой при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации относятся:
а) о начале подготовки к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) - форма У/1/ГО;
б) о ходе выполнения мероприятий по гражданской обороне в период непосредственной подготовки к переводу на работу в условиях военного времени - форма У/2/ГО;
в) о состоянии гражданской обороны и готовности к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) - форма У/3/ГО.
8. К информации, представляемой в ходе выполнения мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей относятся:
а) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне первой очереди - форма ПМ 1/1;
б) о выполнении (ходе выполнения) мероприятий по гражданской обороне первой очереди - форма ПМ 1/2;
в) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне второй очереди - форма ПМ 2/1;
г) о выполнении (ходе выполнения) мероприятий по гражданской обороне второй очереди - форма ПМ 2/2;
д) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне третьей очереди - форма ПМ 3/1;
е) о выполнении (ходе выполнения) мероприятий по гражданской обороне третьей очереди - форма ПМ 3/2;
ж) сведения о приведении в готовность к приему укрываемых и наращивании фонда защитных сооружений гражданской обороны при приведении в готовность гражданской обороны - форма 7/ИТМ ГО.
9. К информации, представляемой в ходе выполнения мероприятий, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации относятся:
а) о начале сработки (выпуска воды) крупных водохранилищ - форма СКВ 1;
б) о сработке (выпуске воды) крупных водохранилищ - форма СКВ 2;
в) о начале проведения частичной эвакуации - форма ЧЭ 1;
г) о проведении частичной эвакуации - ЧЭ 2;
д) о начале проведения общей эвакуации - ОЭ 1;
е) о проведении общей эвакуации - форма ОЭ 2;
ж) о начале вывода формирований в загородную зону - форма ВФ 1;
з) о выводе формирований в загородную зону - форма ВФ 2.
10. Формы представляемых донесений (информации) приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Обмен информацией должен осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и от 21 июня 1993 года* N 5485-1 "О защите государственной тайны".
_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 21 июля 1993 года". - Примечание изготовителя базы данных.
11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основании донесений (информации), представляемых в рамках сбора и обмена информацией в области гражданской обороны организуют ежегодное уточнение планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), а также их корректировку в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
12. МЧС России:
координирует работу по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны;
осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, представляемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
при необходимости уточняет регламент сбора и обмена информацией в области гражданской обороны и соответствующие формы донесений, а также запрашивает информацию, необходимую для осуществления управления гражданской обороной и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне.
13. При внезапном нападении противника оперативной дежурной сменой Федерального казенного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" осуществляется оповещение в установленном порядке дежурных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
14. Дежурные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации докладывают о получении в установленном порядке соответствующих сигналов и информации о внезапном нападении противника руководителям гражданской обороны и по их указанию организуют оповещение:
а) в федеральных органах исполнительной власти: подведомственных структурных подразделений, должностных лиц и работников, а также территориальных органов и подведомственных организаций;
б) в субъектах Российской Федерации: подведомственных структурных подразделений и организаций, должностных лиц и работников, а также органов местного самоуправления и организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Одновременно с этим в субъектах Российской Федерации организуется оповещение населения о внезапном нападении противника посредством передачи сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с использованием региональных и местных систем централизованного оповещения населения, комплексной системы экстренного оповещения населения, локальных и других систем оповещения населения.
15. При этом подача сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" должна предусматривать автоматический запуск электрических сирен региональных и местных систем централизованного оповещения населения на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с одновременным переключением телерадиотрансляционных узлов на программы гражданской обороны и передачей соответствующей голосовой информации по радио, телевидению и комплексной системе экстренного оповещения населения.
Программы гражданской обороны с соответствующей информацией о ракетной или авиационной опасности (отбое ракетной или авиационной опасности), транслируемые при внезапном нападении противника, информацией о типовых чрезвычайных ситуациях, в данной местности, а также рекомендуемым действиям населения в случае возникновения этих опасностей или чрезвычайных ситуаций должны формироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления заблаговременно на электронных информационных носителях и быть в готовности к автоматическому воспроизведению по соответствующим сигналам о внезапном нападении противника и возникновении типовых (для конкретной территории) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ" федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями организуется выполнение мероприятий по защите населения при внезапном нападении противника (при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
Формы донесений по вопросам гражданской обороны
АГЗ | - | Академия гражданской защиты |
АСДНР | - | аварийно-спасательные и другие неотложные работы |
АСФ | - | аварийно-спасательное формирование |
АСКРО | - | автоматизированная система контроля радиационной обстановки |
АСКАВ | - | автоматизированная система контроля аварийных выбросов |
БВПРУ | - | быстровозводимое противорадиационное укрытие |
БВУ | - | быстровозводимое убежище |
БЖД | - | безопасность жизнедеятельности |
ВУЗ | - | высшее учебное заведение |
ГЗПУ | - | городской запасный пункт управления |
ГО | - | гражданская оборона |
ГПС | - | Государственная противопожарная служба |
ГТС | - | гидротехническое сооружение |
ГУ | - | главное управление |
ДК | - | дозиметрический контроль |
ЕГ АСКРО | - | единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки |
ЗЗПУ | - | загородный запасный пункт управления |
ЗС ГО | - | защитное сооружение гражданской обороны |
ИТМ | - | инженерно-техническое мероприятие |
КВО | - | критически важный объект |
КШТ | - | командно-штабная тренировка |
КШУ | - | командно-штабное учение |
ЛСО | - | локальная система оповещения |
НРС | - | наибольшая работающая смена |
ОБЖ | - | основы безопасности жизнедеятельности |
ОВ | - | особой важности |
ОГ | - | оперативная группа |
ОЭ | - | объект экономики |
ПОО | - | потенциально опасный объект |
ПРУ | - | противорадиационное укрытие |
ПСФ | - | поисково-спасательное формирование |
ПУ | - | пункт управления |
ПЭП | - | приемный эвакуационный пункт |
РАГ | - | расчетно-аналитическая группа |
РАДК | - | радиометрический контроль |
РК | - | радиационный контроль |
РОО | - | радиационно опасный объект |
РР | - | радиационная разведка |
РФ | - | Российская Федерация |
РХЗ | - | радиационная и химическая защита |
РХН | - | радиационное и химическое наблюдение |
РХР | - | радиационная и химическая разведка |
РЦ | - | региональный центр |
СИЗ | - | средство индивидуальной защиты |
СНЛК | - | сеть наблюдения и лабораторного контроля |
СЭП | - | сборный эвакуационный пункт |
ТСН | - | трудоспособное население |
ТСУ | - | тактико-специальное учение |
УКП | - | учебно-консультационный пункт |
УМБ | - | учебно-материальная база |
УМЦ | - | учебно-методический центр |
ФОИВ | - | федеральный орган исполнительной власти |
ФПС | - | федеральная противопожарная служба |
ХОО | - | химически опасный объект |
ЧС | - | чрезвычайная ситуация |