Выборочное наблюдение за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации с 2001 года в рамках специального обследования, основная цель которого - получить данные об объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг индивидуальными предпринимателями на территории субъекта Российской Федерации и в целом по стране. По данным обследования также формируется информация о численности работников у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
В настоящих Методологических положениях под индивидуальными предпринимателям рассматриваются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств объектом наблюдения не являются.
Обследование индивидуальных предпринимателей торговли проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки. Применение комбинированной выборки позволяет более эффективно применять модель случайной выборки, улучшить качество результатов обследования.
Основная причина использования многоосновного отбора - возможность возместить недостатки каждой основы достоинствами другой. Так, территориальная основа отбора обеспечивает полноту охвата совокупности индивидуальных предпринимателей торговли, в то время как списочная, менее полная, но более эффективная в смысле точности результатов.
Списочная основа выборки является списком единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется у организатора обследования, территориальная основа - перечень территориальных единиц, полностью и без пересечений покрывающий территорию распространения явления. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.
Таким образом, единицами наблюдения выступают:
1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;
2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.
Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют условиям, установленным в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556.
Категории и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства представлены на схеме 1: