РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 сентября 2013 года N 1699-р
(с изменениями на 22 мая 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 года N 586 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2018, N 0001201805240003).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемые:
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом, утвержденными настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
(с изменениями на 22 мая 2018 года)
В настоящей Концепции, разработанной Федеральной миграционной службой совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, определяются цели, задачи, основные направления и принципы введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - удостоверение личности).
В течение последних 10 лет в Российской Федерации идет активное становление и развитие информационного общества. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, целью формирования информационного общества является повышение качества жизни граждан, развитие экономики России на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти и органами местного самоуправления, улучшение качества и оперативности предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.
В настоящее время сформирована организационная и технологическая инфраструктура, обеспечивающая ежегодный выпуск около 14 млн. паспортов граждан Российской Федерации в почти 3000 структурных подразделениях Федеральной миграционной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в качестве базовых направлений определены повышение качества государственных и муниципальных услуг и эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, заданы целевые показатели в области предоставления государственных услуг, в частности, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составить не менее 70 процентов.
Также проводится работа по организации выпуска в Российской Федерации универсальных электронных карт, внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, создание базовых информационных ресурсов).
Текущий уровень развития информационных технологий и их применение в органах государственной власти и органах местного самоуправления создает предпосылки для введения более защищенного от подделок удостоверения личности и создания необходимой для этих целей информационно-технологической инфраструктуры, что позволит обеспечить:
гарантированную государством идентификацию личности посредством как физических, так и электронных способов и средств подтверждения личности, в том числе при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг;
создание комплексной системы однозначной идентификации граждан Российской Федерации на основе единого реестра удостоверений личности с использованием сквозного единого идентификатора;
юридическую значимость действий в электронной среде.
Основными целями введения удостоверения личности являются:
обеспечение гарантированной идентификации граждан Российской Федерации, в том числе в электронной среде;
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных, муниципальных и иных услуг за счет повышения их доступности и качества их оказания, а также за счет сокращения потерь времени гражданами при их получении;
создание условий для существенного роста доли электронных операций и новых электронных сервисов.
Достижение обозначенных целей будет способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации, повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
повышение степени защиты основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, от подделки посредством применения современных методов и средств защиты;
реализация мер по предупреждению фальсификации и (или) незаконного использования основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
обеспечение гарантированной идентификации субъектов взаимодействия и уверенности в их полномочиях как при установлении гражданско-правовых отношений, так и при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг независимо от форм взаимодействия;
создание условий для стимулирования выбора электронных форм взаимодействия с государством, в том числе снижение объемов бумажного документооборота;
повышение полноты и достоверности данных, размещенных в информационных системах, находящихся в сфере ведения органов государственной власти и связанных с учетом сведений о гражданах Российской Федерации;
упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации и формирование комплексной системы учета граждан Российской Федерации.
В основе введения удостоверения личности лежат следующие принципы:
использование удостоверения личности в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обеспечивающего идентификацию гражданина Российской Федерации и являющегося обязательным для предъявления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерацию, в том числе при совершении юридически значимых действий гражданином Российской Федерации в электронном виде с использованием технических средств, информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение комплексной информационной безопасности;
использование высокотехнологичных методов идентификации, авторизации и аутентификации граждан с применением надежных средств защиты удостоверения личности от подделки;
соблюдение религиозных прав и свобод верующих, являющихся гражданами Российской Федерации;
максимальное применение публичных и общеприменимых стандартов и технологий, в том числе использование открытых стандартов информационного обмена и электронного взаимодействия;
популяризация удостоверения личности и связанных с ним технологий и моделей его использования;
возможность гибкого и быстрого масштабирования системы изготовления, выдачи и использования удостоверения личности;
обеспечение многоплатформенности и совместимости элементов информационно-технологической инфраструктуры - разработка, распространение и поддержка технологий, необходимых для использования удостоверения личности на широком спектре устройств и программных платформ;
максимальное использование возможностей существующих систем и инфраструктурных решений, в том числе сформированных в рамках создания электронного правительства и организации предоставления государственных, муниципальных и иных услуг;
обеспечение юридической значимости действий при осуществлении информационного взаимодействия;
применение сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации средств криптографической защиты информации и технологических решений;
централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением удостоверения личности на основании единой технологической политики с учетом отраслевых, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов в области идентификации личности;
изготовление удостоверения личности в виде пластиковой карты формата ID-1 с электронным носителем информации в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2002;
изготовление удостоверения личности по единому образцу;
гарантия использования удостоверения личности без его повторного выпуска в течение не менее 10 лет;
обеспечение выдачи удостоверения личности гражданам Российской Федерации со дня рождения;
обеспечение вариативности состава информации, размещаемой визуально и хранимой в электронном виде, срока действия и сферы применения удостоверения личности в зависимости от возрастной категории и (или) решения его владельца;
хранение на электронном носителе удостоверения личности информации, нанесенной на поверхность карты, а также сертификатов электронных подписей;
обеспечение возможности хранения на электронном носителе удостоверения личности дополнительных биометрических данных владельца.
При организации процессов поддержки жизненного цикла удостоверения личности учитывается опыт организации аналогичных процессов в отношении паспорта гражданина Российской Федерации нового поколения, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и универсальной электронной карты (УЭК).
Фазы жизненного цикла удостоверения личности определяются федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе выполнения работ по комплексному и техническому проектированию введения удостоверения личности определяются:
инфраструктурное решение, обеспечивающее изготовление и персонализацию удостоверения личности;
состав участников поддержки жизненного цикла удостоверения личности, их полномочия и область ответственности;
требования к участникам поддержки жизненного цикла удостоверения личности, в частности требования к центрам изготовления и персонализации;
состав сведений, размещаемых на удостоверении личности, необходимых для идентификации граждан Российской Федерации;
перечень мероприятий по введению и применению уникального идентификатора гражданина Российской Федерации в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления и внебюджетных государственных фондов;
состав технических средств и технологий, обеспечивающих применение удостоверения личности в целях идентификации граждан Российской Федерации, в том числе при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг;
состав используемых при изготовлении удостоверения личности элементов и признаков, обеспечивающих его полиграфическую защиту от подделок, а также требования к ним;
технические требования к удостоверению личности, включая требования к внешнему виду и физическим характеристикам, к перечню сведений и элементов, обязательных для размещения на лицевой и оборотной стороне удостоверения личности, к записываемым и хранящимся на электронном носителе сведениям, а также требования к интегральной микросхеме и специальному программному обеспечению;
порядок выпуска, записи, применения и прекращения действия сертификатов электронных подписей, срок их действия;
состав информационных систем, используемых при организации процессов использования удостоверения личности, а также функциональные требования к ним и к их взаимодействию;
порядок информационного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях поддержки жизненного цикла удостоверения личности;
специальные требования по информационной безопасности при реализации процессов поддержки жизненного цикла удостоверения личности, национальных стандартов в области индентификации личности;
требования к телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечивающей передачу данных в рамках процессов оформления, изготовления, выдачи (замены) и контроля обращения удостоверения личности;
перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и иных документов, принятие и (или) изменение которых необходимо для введения и применения удостоверения личности.
Выбор организационных и технологических решений, обеспечивающих изготовление и персонализацию удостоверения личности, должен учитывать:
сроки гарантированной выдачи гражданам Российской Федерации удостоверения личности;
экономическую целесообразность и эффективность применения технических решений;
необходимость обеспечения максимального уровня защиты информации и сохранности удостоверения личности при его изготовлении и персонализации;
территориальную распределенность организационной инфраструктуры, обеспечивающей оформление и выдачу удостоверения личности.