ПИСЬМО
от 13 сентября 2013 года N 15-3-2597
Департамент условий и охраны труда направляет разработанные ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России Методические рекомендации по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации для руководства в работе.
Директор Департамента
условий и охраны труда
В.А.Корж
Одной из основных целей бюджетной политики на 2014-2016 годы является использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов. Основным инструментом данного элемента бюджетной политики является программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Одновременно, в соответствии с нормой ст.210 Трудового кодекса Российской Федерации, принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является одним из основных направлений реализации государственной политики в области охраны труда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять формы и процедуры реализации своих полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе принимать решения о формировании государственных программ субъекта Российской Федерации (далее - государственные программы), а также определять порядок их формирования и реализации.
В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сроки их реализации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решения о разработке, формировании и реализации указанных государственных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой государственной программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим государственную программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием Бюджетного кодекса" (далее - федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ) статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок разработки, реализации и оценки программ в Российской Федерации, изложена в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы). В соответствии с этими изменениями из Бюджетного кодекса РФ исключено понятие "долгосрочная целевая программа" и, соответственно, правовые основания разработки и реализации долгосрочных целевых программ.
Статьей 25 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ закреплена возможность реализации федеральных целевых программ до окончания сроков их реализации. В отношении долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ такая возможность не предусмотрена.
Учитывая изложенное выше и в соответствии с письмом Минфина России от 17 июня 2013 года N 02-16-03/22554, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 2014 года не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ, независимо от даты их утверждения.
________________
В настоящее время планируется внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми реализация региональных целевых программ возможна до 1 января 2015 года.
В соответствии с письмом Минфина России от 5 июля 2013 года N 02-16-03/26124, продолжение реализации мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочных целевых программ (ДЦП), возможно путем включения указанных мероприятий в формируемые либо утвержденные государственные программы. При этом допустимо:
- включение отдельных составных частей ДЦП (подпрограмм, мероприятий) в структуру одной или нескольких государственных программ в качестве их подпрограмм, основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий;
- преобразование всей ДЦП в подпрограмму государственной программы; в этом случае возможно сохранение ДЦП как документа, утвержденного отдельным актом, при условии указания на ее принадлежность к государственной программе в качестве подпрограммы;
- преобразование (переименование) действующих ДЦП в государственные программы.
По решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации возможно также прекращение действия ДЦП с 1 января 2014 года с продолжением реализации предусмотренных в них мероприятий в качестве непрограммных вплоть до момента формирования государственных программ и определения принадлежности таких мероприятий в соответствии с перечнем и структурой государственных программ.
Таким образом, с 1 января 2014 года программы (комплекс мероприятий) субъектов Российской Федерации в области улучшения условий и охраны труда могут реализовываться в форме:
- государственной программы субъекта Российской Федерации;
- подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации (далее - подпрограмма), основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ (в качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей государственной программы).
При реализации системы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в форме ведомственной целевой программы (на основании ст.179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации) следует учитывать, что ведомственная целевая программа направлена на осуществление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, а также на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы и обеспечивается объемом бюджетных ассигнований на ее реализацию.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В случае разделения в субъекте Российской Федерации должностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе издавать указы и распоряжения, а руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - постановления и распоряжения (по аналогии с нормами с ч.1 ст.90 и ч.1 ст.115 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. постановлением.
Возможные источники финансирования реализации государственных программ (подпрограмм), а также порядок и форма указания соответствующих расходов при подготовке проектов государственных программ (подпрограмм) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.
К таким источникам могут быть отнесены:
- средства федерального бюджета;
- средства бюджета субъекта Российской Федерации;
- средства бюджетов муниципальных образований;
- средства внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации);
- средства государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.
В случае если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также допускается возможность использования средств внебюджетных фондов, необходимо в аналитических целях указывать оценку объемов внебюджетных средств на реализацию целей и задач государственной программы по установленной форме.
Участие организаций (Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций) в реализации государственной программы (подпрограммы) с указанием объемов предполагаемого финансирования отдельных мероприятий возможно оформлять соглашением.
В части привлечения к участию в реализации мероприятий государственных программ Фонда следует учитывать, что в соответствии с п.6 Положения о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, одной из основных задач Фонда является участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников. В соответствии с Федеральным законом 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 года N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" Фонд вправе принимать решения в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В части привлечения к реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) средств работодателей следует учитывать, что в соответствии со ст.226 Трудового кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
При этом необходимо учитывать, что средства, получаемые работодателями от Фонда в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в объеме до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не должны учитываться в аналитических целях дважды в случае указания на участие в реализации государственной программы Фонда в объеме соответствующих финансовых ресурсов.
В части привлечения к участию в государственной программе бюджетных учреждений необходимо учитывать, что в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам государственная программа (подпрограмма) может содержать прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (подпрограммы), включая объемы финансирования государственного задания.
Государственная программа (подпрограмма) улучшения условий и охраны труда представляет собой взаимоувязанные по целям, срокам реализации и ресурсам мероприятия и инструменты государственной политики, обеспечивающие достижение целей государственной политики в сфере охраны труда. Подпрограммы, как правило, могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия.
Государственная программа (подпрограмма) улучшения условий и охраны труда может иметь следующую структуру:
1. Паспорт государственной программы (подпрограммы), который содержит следующую информацию:
- исполнитель государственной программы (подпрограммы), соисполнители государственной программы;
- участники государственной программы (подпрограммы);
- программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы);
- цели государственной программы (подпрограммы);
- задачи государственной программы (подпрограммы);
- целевые индикаторы и показатели государственной программы (подпрограммы);
- этапы и сроки реализации государственной программы (подпрограммы);
- объемы бюджетных ассигнований государственной программы (подпрограммы);
- прогнозная (справочная) оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы (подпрограммы);
- ожидаемые результаты реализации государственной программы (подпрограммы).
2. Текстовая часть государственной программы (подпрограммы) по следующим разделам.
2.1. Характеристика сферы реализации государственной программы (подпрограммы), описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.
Для характеристики ситуации и основных проблем рекомендуется использовать материалы Доклада Минтруда России в Правительство Российской Федерации об основных направлениях реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда за 2012 год.
Текущая ситуация и основные проблемы в сфере охраны и условий труда характеризуется посредством описания:
- показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в субъекте Российской Федерации;
- причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- показателей удельного веса занятых в неблагоприятных условиях труда;
- показателей инвалидности, связанной с профессиональными заболеваниями и производственным травматизмом;