МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 сентября 2013 года N 15-3-2597

О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации


Департамент условий и охраны труда направляет разработанные ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России Методические рекомендации по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации для руководства в работе.

Директор Департамента
условий и охраны труда
В.А.Корж

     

     

Методические рекомендации по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации



Одной из основных целей бюджетной политики на 2014-2016 годы является использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов. Основным инструментом данного элемента бюджетной политики является программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.

Одновременно, в соответствии с нормой ст.210 Трудового кодекса Российской Федерации, принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является одним из основных направлений реализации государственной политики в области охраны труда.

Правовые основания утверждения высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка формирования и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации


В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять формы и процедуры реализации своих полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе принимать решения о формировании государственных программ субъекта Российской Федерации (далее - государственные программы), а также определять порядок их формирования и реализации.

В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сроки их реализации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решения о разработке, формировании и реализации указанных государственных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой государственной программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим государственную программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формат реализации системы мероприятий государственной политики, обеспечивающих достижение целей в области условий и охраны труда


Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием Бюджетного кодекса" (далее - федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ) статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок разработки, реализации и оценки программ в Российской Федерации, изложена в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы). В соответствии с этими изменениями из Бюджетного кодекса РФ исключено понятие "долгосрочная целевая программа" и, соответственно, правовые основания разработки и реализации долгосрочных целевых программ.

Статьей 25 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ закреплена возможность реализации федеральных целевых программ до окончания сроков их реализации. В отношении долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ такая возможность не предусмотрена.

Учитывая изложенное выше и в соответствии с письмом Минфина России от 17 июня 2013 года N 02-16-03/22554, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 2014 года не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ, независимо от даты их утверждения.

________________

В настоящее время планируется внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми реализация региональных целевых программ возможна до 1 января 2015 года.


В соответствии с письмом Минфина России от 5 июля 2013 года N 02-16-03/26124, продолжение реализации мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочных целевых программ (ДЦП), возможно путем включения указанных мероприятий в формируемые либо утвержденные государственные программы. При этом допустимо:

- включение отдельных составных частей ДЦП (подпрограмм, мероприятий) в структуру одной или нескольких государственных программ в качестве их подпрограмм, основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий;

- преобразование всей ДЦП в подпрограмму государственной программы; в этом случае возможно сохранение ДЦП как документа, утвержденного отдельным актом, при условии указания на ее принадлежность к государственной программе в качестве подпрограммы;

- преобразование (переименование) действующих ДЦП в государственные программы.

По решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации возможно также прекращение действия ДЦП с 1 января 2014 года с продолжением реализации предусмотренных в них мероприятий в качестве непрограммных вплоть до момента формирования государственных программ и определения принадлежности таких мероприятий в соответствии с перечнем и структурой государственных программ.

Таким образом, с 1 января 2014 года программы (комплекс мероприятий) субъектов Российской Федерации в области улучшения условий и охраны труда могут реализовываться в форме:

- государственной программы субъекта Российской Федерации;

- подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации (далее - подпрограмма), основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ (в качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей государственной программы).

При реализации системы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в форме ведомственной целевой программы (на основании ст.179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации) следует учитывать, что ведомственная целевая программа направлена на осуществление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, а также на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы и обеспечивается объемом бюджетных ассигнований на ее реализацию.

Вид акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной программы субъекта Российской Федерации


В соответствии со ст.22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

В случае разделения в субъекте Российской Федерации должностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе издавать указы и распоряжения, а руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - постановления и распоряжения (по аналогии с нормами с ч.1 ст.90 и ч.1 ст.115 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. постановлением.

Источники финансирования государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации


Возможные источники финансирования реализации государственных программ (подпрограмм), а также порядок и форма указания соответствующих расходов при подготовке проектов государственных программ (подпрограмм) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

К таким источникам могут быть отнесены:

- средства федерального бюджета;

- средства бюджета субъекта Российской Федерации;

- средства бюджетов муниципальных образований;

- средства внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации);

- средства государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.

В случае если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также допускается возможность использования средств внебюджетных фондов, необходимо в аналитических целях указывать оценку объемов внебюджетных средств на реализацию целей и задач государственной программы по установленной форме.

Участие организаций (Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций) в реализации государственной программы (подпрограммы) с указанием объемов предполагаемого финансирования отдельных мероприятий возможно оформлять соглашением.

В части привлечения к участию в реализации мероприятий государственных программ Фонда следует учитывать, что в соответствии с п.6 Положения о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, одной из основных задач Фонда является участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников. В соответствии с Федеральным законом 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 года N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" Фонд вправе принимать решения в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В части привлечения к реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) средств работодателей следует учитывать, что в соответствии со ст.226 Трудового кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".

При этом необходимо учитывать, что средства, получаемые работодателями от Фонда в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в объеме до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не должны учитываться в аналитических целях дважды в случае указания на участие в реализации государственной программы Фонда в объеме соответствующих финансовых ресурсов.

В части привлечения к участию в государственной программе бюджетных учреждений необходимо учитывать, что в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам государственная программа (подпрограмма) может содержать прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (подпрограммы), включая объемы финансирования государственного задания.

Формирование государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда


Государственная программа (подпрограмма) улучшения условий и охраны труда представляет собой взаимоувязанные по целям, срокам реализации и ресурсам мероприятия и инструменты государственной политики, обеспечивающие достижение целей государственной политики в сфере охраны труда. Подпрограммы, как правило, могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Государственная программа (подпрограмма) улучшения условий и охраны труда может иметь следующую структуру:

1. Паспорт государственной программы (подпрограммы), который содержит следующую информацию:

- исполнитель государственной программы (подпрограммы), соисполнители государственной программы;

- участники государственной программы (подпрограммы);

- программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы);

- цели государственной программы (подпрограммы);

- задачи государственной программы (подпрограммы);

- целевые индикаторы и показатели государственной программы (подпрограммы);

- этапы и сроки реализации государственной программы (подпрограммы);

- объемы бюджетных ассигнований государственной программы (подпрограммы);

- прогнозная (справочная) оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы (подпрограммы);

- ожидаемые результаты реализации государственной программы (подпрограммы).

2. Текстовая часть государственной программы (подпрограммы) по следующим разделам.

2.1. Характеристика сферы реализации государственной программы (подпрограммы), описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

Для характеристики ситуации и основных проблем рекомендуется использовать материалы Доклада Минтруда России в Правительство Российской Федерации об основных направлениях реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда за 2012 год.

Текущая ситуация и основные проблемы в сфере охраны и условий труда характеризуется посредством описания:

- показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в субъекте Российской Федерации;

- причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- показателей удельного веса занятых в неблагоприятных условиях труда;

- показателей инвалидности, связанной с профессиональными заболеваниями и производственным травматизмом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»