МИНИСТЕРСТВО ИНДУСТРИИ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 16 августа 2013 года N 19-09/2-4146
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее - Министерство) выражает свое уважение Министерству финансов Российской Федерации и сообщает следующее.
Министерство, будучи уполномоченным органом, в сфере реализации государственной политики по продвижению экспорта товаров, работ и услуг в Республике Казахстан, просило бы рассмотреть вопросы, связанные с исполнением Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение) и/или с применением норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении казахстанских экспортеров.
Статья 1 Соглашения содержит следующие определения:
нулевая ставка - обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков) НДС право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС;
услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав.
Кроме того, из статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года вытекает, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, а при выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Следует отметить, что национальные законодательства двух стран предусматривают обложение по нулевой ставке НДС международных автомобильных перевозок грузов, как в Казахстане, так и в России, при соблюдении перевозчиками соответствующих требований.
Так, в частности пункт 1 статьи 164 Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса гласит, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации. В этой же статье указывается о российских и иностранных лицах.
Суть вопроса заключается в том, что казахстанские перевозчики, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов (далее - Перевозчики) по маршруту Казахстан - Европа и обратно с использованием книжки МДП (система таможенного транзита), следуя транзитом через территорию России, заправляются топливом на российских автозаправочных станциях (далее - АЗС). При этом в стоимость топлива включен 18% НДС.
Крупные российские нефтяные компании (Лукойл, Роснефть и др.) готовы представить соответствующий пакет документов для оформления возврата 18% НДС за топливо, приобретенное на их АЗС.
Во многих странах Европы Перевозчикам, при выполнении ими необходимых процедур, возвращают НДС за топливо, реализованное на их территории.
Республика Казахстан и Российская Федерация являются стратегическими партнерами в деле экономической интеграции, как результат завершается процесс формирования Единого Экономического Пространства.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание положительную европейскую практику, просим вас рассмотреть возможность возврата 18% НДС за топливо, приобретенное на АЗС Перевозчиками, следующими транзитом по территории России, включая систему таможенного транзита.
В этой связи, одновременно просим разъяснить следующие вопросы.
1. Возможно, ли осуществить возврат 18% НДС за российское топливо из госбюджета Перевозчикам напрямую либо необходимо организовать их представительства в Российской Федерации?
2. Имеются ли иные законные механизмы для Перевозчиков возврата 18% НДС за российское топливо (уполномоченный экономический оператор, участие подведомственных структур Казахстана, страховых компаний и др.) или российская сторона может содействовать в их организации?
Решение изложенной проблемы является для Министерства ключевой задачей, и мы надеемся, что наши коллеги из Министерства финансов Российской Федерации помогут в этом вопросе.
Первый вице-министр
А.Рау
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка