от 22 августа 2013 года N 86н
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2013 года N 357
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2013 года N 468
ПРИКАЗ
Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
совместного приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 21 сентября 2015 года N 144н/ 661
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ возвращен без рассмотрения
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 21.10.2013 N 01/95065-ЮЛ
(Информация от 05.11.2013).
____________________________________________________________________
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28 июня 2012 года и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 года N ДМ-П13-3787
приказываем:
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.Силуанов
Министр регионального развития
Российской Федерации
И.Н.Слюняев
Министр экономического развития
Российской Федерации
А.В.Улюкаев
Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
1. В целях настоящих Методических рекомендаций под "бюджетом для граждан" (далее - бюджет для граждан) понимается документ (брошюра), (информационный ресурс), содержащий основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации, муниципального образования в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме, разрабатываемый в целях ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований.
2. Финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее - финансовый орган публично-правового образования) рекомендуется составлять и публиковать бюджеты для граждан на основе следующих документов:
проекта закона (решения) о бюджете, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
закона (решения) о бюджете;
проекта закона (решения) об исполнении бюджета, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;
иных актов (решений) органов власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
3. По решению финансового органа публично-правового образования бюджеты для граждан могут уточняться в соответствии с внесением изменений в закон (решение) о бюджете.
4. В бюджеты для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа публично-правового образования, графике личного приема граждан руководством финансового органа.
5. В процессе формирования бюджетов для граждан финансовому органу публично-правового образования рекомендуется провести общественные обсуждения содержания и способа представления бюджетов для граждан с использованием, в том числе заседаний рабочих групп, комиссий, опросов, горячих линий.
6. Финансовому органу публично-правового образования рекомендуется, в том числе с учетом результатов общественных обсуждений, включать в бюджеты для граждан раздел "Дополнительная информация", содержащий, в частности, краткие версии государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ; обоснования бюджетных ассигнований по наиболее значимым расходным обязательствам, данные о плановых и фактических значениях отдельных показателей, характеризующих результаты использования бюджетных ассигнований.
7. В структуру бюджета для граждан также рекомендуется включить приветственное слово (обращение к гражданам) руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы местной администрации, главы муниципального образования).
8. В целях дополнительного информирования граждан финансовым органам публично-правового образования рекомендуется при составлении бюджета для граждан использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за год, предшествующий составлению бюджета для граждан, в соответствии с примерным перечнем показателей, рекомендуемых финансовым органам субъектов Российской Федерации для включения в бюджеты для граждан, приведенным в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, и финансовым органам муниципальных образований в соответствии с показателями, приведенными в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
9. Бюджеты для граждан подлежат опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе посредством размещения:
на официальном сайте публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования;
на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
ином информационном ресурсе на усмотрение финансового органа публично-правового образования.
10. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать различные методы визуализации данных, в том числе графики, диаграммы, рисунки, схемы.
11. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) о бюджете или закона (решения) о бюджете, рекомендуется публиковать одновременно с внесением проекта закона (решения) о бюджете высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или одновременно с опубликованием закона (решения) о бюджете.
12. Бюджет для граждан на основе проекта закона (решения) о бюджете и закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) рекомендуется представлять в следующей структуре:
Вводная часть
Общие характеристики бюджета
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Межбюджетные отношения
Дополнительная информация (при необходимости).
13. В раздел "Вводная часть" рекомендуется включать:
определения основных понятий, в том числе "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", и иных необходимых терминов, используемых в бюджетном процессе;
основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования;
основные показатели развития экономики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период);
основные показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, средний размер трудовой пенсии, прогноз объемов жилищного строительства;
описание дополнительных способов участия граждан в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении в данном публично-правовом образовании, в том числе описание механизмов взаимодействия с депутатами законодательного (представительного) органа публично-правового образования.
14. В раздел "Общие характеристики бюджета" рекомендуется включать:
основные характеристики бюджета (общий объем доходов, расходов, дефицит/профицит бюджета);
основные приоритеты бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период);
основные проблемы в сфере бюджетной политики публично-правового образования и мероприятия, необходимые для их решения.
15. В раздел "Доходы бюджета" рекомендуется включать:
информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, а также в сравнении с предыдущими годами;
информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).
Информацию о доходах бюджета рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием основных направлений деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) по повышению доходов бюджета.
16. В раздел "Расходы бюджета" рекомендуется включать данные о расходах бюджета публично-правового образования по основным направлениям ("Образование", "Здравоохранение", "Культура" и другие) на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период) в сравнении с предыдущими годами и выделением в их составе приоритетных расходов (в том числе на строительство важных социальных объектов, реализацию значимых социальных программ, инвестирование в промышленность и производство) или в разрезе государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) с указанием непрограммных расходов.
Информацию о расходах бюджета в разрезе государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) рекомендуется сопровождать данными о достигнутых и планируемых показателях в увязке с объемами бюджетных расходов, направленных на достижение показателей данных программ за отчетный финансовый год, а также на очередной финансовый год и плановый период.
17. В раздел "Межбюджетные отношения" рекомендуется включать следующие данные:
межбюджетные трансферты, планируемые к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации);
межбюджетные трансферты, направляемые в иные бюджеты;
межбюджетные трансферты, планируемые к получению из иных бюджетов.
18. При уточнении бюджета для граждан в соответствии с внесением изменений в закон (решение) о бюджете рекомендуется приводить данные об изменениях в законе о бюджете по сравнению с представленным проектом бюджета, а также краткое обоснование этих изменений.
19. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется публиковать одновременно с внесением проекта закона (решения) об исполнении бюджета высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или одновременно с опубликованием закона (решения) об исполнении бюджета.
20. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета рекомендуется представлять в следующей структуре:
Вводная часть
Исполнение бюджета по доходам
Исполнение бюджета по расходам
Источники финансирования дефицита бюджета (направления использования профицита бюджета)
Итоги реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ).
21. В раздел "Вводная часть" рекомендуется включать сопоставление плановых и фактических значений показателей развития экономики, предусмотренных в прогнозе социально-экономического развития публично-правового образования. Данные рекомендуется представлять по всем показателям, предусмотренным в соответствующем разделе бюджета для граждан, сформированного на основе проекта закона (решения) о бюджете, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа, или закона (решения) о бюджете.
22. В раздел "Исполнение бюджета по доходам" рекомендуется включать информацию о доходах бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по видам доходов, предусмотренную законом (решением) об исполнении бюджета в сравнении с запланированными значениями.
23. В раздел "Исполнение бюджета по расходам" рекомендуется включать ключевую информацию по видам расходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствующем периоде в сравнении с запланированными значениями по основным направлениям расходов бюджета публично-правового образования (муниципальных программ) с указанием непрограммных расходов, а также информацию об объемах бюджетных ассигнований, направленных на исполнение публичных нормативных и иных социальнозначимых обязательств.