МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 июня 2013 года N АК-921/06

О методических рекомендациях



В целях методического сопровождения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций с примерным положением о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации).

А.А.Климов

     

Приложение

     
Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций

1. Понятия "многофункциональный центр прикладных квалификаций" и "учебный центр профессиональной квалификации"


В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры. Решение данной задачи должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон) об учебных центрах профессиональной квалификации. Соответственно, термины "многофункциональный центр прикладных квалификаций" и "учебный центр профессиональной квалификации" в данных рекомендациях будут использоваться как синонимичные.

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) (далее - Центр) - организация или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований). Приоритетом деятельности Центра является подготовка высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Выпускники таких программ, как правило, приобретают квалификацию 3-6 уровня.

_______________

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года N 148н.

2. Факторы, определяющие необходимость создания субъектом Российской Федерации учебных центров профессиональной квалификации и требования к ним


Решения о создании Центров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, принимаются исходя из анализа стратегий (программ) экономического развития региона, потребностей регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах, а также возможностей удовлетворения этих потребностей существующей сетью профессионального образования.

Важным фактором, который может повлиять как на решение о создании Центра(ов), так и на выбор механизмов его (их) создания, является готовность организаций - потенциальных потребителей кадров, подготовку которых будет осуществлять Центр, к тем или иным формам участия в его создании и деятельности.

Как правило, субъектом Российской Федерации Центры создаются на базе существующих подведомственных организаций НПО и СПО, выбор которых осуществляется с учетом их соответствия следующим основным требованиям:

развитое взаимодействие с работодателями и их объединениями;

оснащение современным оборудованием, необходимым для практико-ориентированной подготовки;

развитый кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку: наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов - разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок в профильных производственных организациях;

привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов-практиков из организаций - социальных партнеров.

3. Особенности учебных центров профессиональной квалификации


Получение и подтверждение статуса Центра связано с успешной реализацией им следующих основных задач:

1) подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики субъектов Российской Федерации;

2) разработка, апробация и экспертиза с привлечением профильных организаций и объединений работодателей образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, включая оценочные, методические и учебные материалы.

Требования к образовательным программам, реализуемым Центром:

практико-ориентированный характер, разработка на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований);

обеспечение освоения квалификации, востребованной на рынке труда, в том числе возможности "подстройки" под требования конкретного заказчика (работодателя);

обучение на базе среднего общего образования (приветствуется наличие базовой профессиональной подготовки);

длительность обучения до 1 года.

Отличительной особенностью Центров является партнерство с работодателями:

участие работодателей в органах управления Центром (наблюдательных советах, коллегиальных высших органах управления или иных органах управления в зависимости от организационно-правовой формы Центра или организации, структурным подразделением которой он является);

финансирование (софинансирование) создания и деятельности со стороны заказчиков образовательных услуг, в том числе частных инвесторов, использование механизмов государственно-частного партнерства, включая концессионное соглашение;

обучение за счет средств юридических и физических лиц;

независимая оценка и сертификация квалификаций выпускников;

обязательная профессионально-общественная аккредитация реализуемых образовательных программ.

4. Организационно-правовые формы учебного центра профессиональной квалификации


В соответствии с пунктом 6 статьи 73 Федерального закона Центры могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

В соответствии с Федеральным Законом образовательную деятельность могут осуществлять либо образовательные организации, либо организации, осуществляющие обучение. Для первых она является основным видом деятельности, для вторых дополнительным. При этом "для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение" (пункт 6 статьи 31 Федерального закона).

Таким образом, Центр может создаваться как образовательная организация, структурное подразделение образовательной организации или структурное подразделение организации, осуществляющей обучение.

Центр, создаваемый как образовательная организация, является "некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана" (пункт 18 статья 2 Федерального закона).

5. Механизмы формирования учебных центров профессиональной квалификации


Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования, либо путем внесения изменений в устав существующих учреждений начального и среднего профессионального образования.

Если учредителем указанных организаций является субъект Российской Федерации, создание Центра должно осуществляться с учетом нормативного правового акта субъекта Российской Федерации "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений", разработанного на основе модельного нормативно-правового акта.

_______________

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации опубликованы на сайте Минфина России.


Учебный центр профессиональной квалификации как структурное подразделение организации может быть создан либо как новое структурное подразделение, либо путем преобразования действующих структурных подразделений профессионального обучения.

Перечень законодательных и нормативно-правовых актов, с учетом которых необходимо осуществлять создание Центров, приведен в приложении 1.

Проект примерного положения о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации) приведен в приложении 2.

6. Концессионное соглашение (концессия) как форма государственно-частного партнерства при создании учебного центра профессиональной квалификации


При создании учебных центров профессиональной квалификации, осуществляющих подготовку кадров для приоритетных и социально значимых отраслей, обеспечивающих социальное и экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов может использоваться концессионное соглашение.

_______________

П.95 Типового концессионного соглашения в отношении объектов образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 671 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов образования".


Концессионное соглашение (концессия) представляет собой форму государственно-частного партнерства, при которой на взаимовыгодных условиях происходит вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь выступают социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, в том числе объекты образования.

В соответствии с концессионным соглашением частный инвестор (концессионер), которым может быть индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо, или группа юридических лиц, действующих на основании договора простого товарищества, обязан совершить следующие действия во исполнение концессионного соглашения:

создать или реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (т.е. государству или муниципальному образованию);

осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, связанную с использованием этого недвижимого имущества;

обеспечивать при осуществлении указанной деятельности возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг.

Взамен этого концедент (субъект Российской Федерации, муниципальное образование) обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования вышеуказанным недвижимым имуществом на срок действия концессионного соглашения.

Преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений, но при этом ощутимо снижаются бюджетные расходы государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.

Существуют следующие особенности концессионного соглашения в отношении объектов образования:

объекты концессионного соглашения в сфере образования - это здания, сооружения и другая недвижимость образовательных учреждений;

учредитель должен обосновать, что данное недвижимое имущество является у образовательного учреждения излишним, или неиспользуемым либо используемым не по назначению, и принять решение о его изъятии. Учреждение имеет право оспорить в суде данное решение учредителя;

у концессионера должна быть (или должна быть получена) лицензия на соответствующую образовательную деятельность или такая лицензия должна быть у привлекаемых концессионером для реализации образовательных программ третьих лиц (или такая лицензия должна быть ими получена);

концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, установленных соглашением, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта соглашения, в формах и размере в соответствии с решением концедента о заключении соглашения;

способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по соглашению: предоставление безотзывной банковской гарантии; передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита); страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению.

Директор департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Н.М.Золотарева

     

Приложение 1

     
Нормативная правовая база формирования учебных центров прикладной квалификации


Федеральные акты в действующей редакции:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений";

Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»