Рекомендации парламентских слушаний на тему: "Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли"
Организатор:
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству
г.Москва | 20 июня 2013 года |
Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, руководителей саморегулируемых организаций, крупнейших строительных организаций и представителей профессионального и научного сообщества правоприменительную практику и направления совершенствования законодательства в части регулирования вопросов информационной открытости для повышения эффективности института саморегулирования в строительной отрасли, участники парламентских слушаний отмечают:
1. Вопросам информационной открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных публично-правовых образований (к которым, несомненно, можно отнести и саморегулируемые организации, на которые возложены публично-правовые функции) в последнее время уделяется существенное внимание.
________________
Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 года N 12-п "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г.Меженцева" отмечается, что государство, отказавшись от лицензирования, фактически переложило на саморегулируемые организации часть своих публично-правовых функций.
В целях реализации права на получение информации принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года N 1088 создана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система "Управление", с 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupld.gov.ru), создан единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).
Все это свидетельствует о том, что требование "информационная открытость" становится одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления и не может не оказать влияния на активно формирующуюся в нашей стране систему саморегулирования.
Вопросы информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций на сегодняшний день регулируются статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и нормами отдельных федеральных законов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере, прежде всего, регулируется статьей 55_9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
7 июня 2013 года опубликован Федеральный закон N 113-ФЗ от 07.06.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций".
Указанный Федеральный закон расширяет перечень требований к саморегулируемым организациям в сфере раскрытия информации о своей деятельности и деятельности членов саморегулируемых организаций (далее также - СРО) Одновременно устанавливаются единые требования к ведению реестра членов СРО независимо от сферы их деятельности, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. На саморегулируемую организацию возлагается обязанность иметь собственный сайт в сети Интернет, на котором СРО будет обязана размещать информацию о своей деятельности и реестр своих членов.
Требования к обеспечению доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких СРО будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство экономического развития Российской Федерации. Эти изменения будут способствовать повышению открытости и доступности информации, необходимой лицам, осуществляющим или планирующим осуществлять взаимодействие с саморегулируемыми организациями, а также их членами.
Устанавливается административная ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации. За такое правонарушение должностным лицам может быть вынесено предупреждение или на ни них наложен штраф в размере от 3 тыс. до 50 тыс. рублей. Для юридических лиц устанавливается штраф в размере от 10 тыс. до 200 тыс. рублей. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО, наделяются полномочиями по рассмотрению дел о таких административных правонарушениях.
Информация, обязательная к размещению на сайте СРО, должна быть опубликована в течение 5 дней после принятия соответствующих решений. Сведения о компенсационном фонде должны обновляться раз в квартал.
Вместе с тем, участники парламентских слушаний отмечают, что установление указанным Федеральным законом административной ответственности только для саморегулируемых организаций с обязательным членством нарушает принцип единства нормативного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Нарушение этого принципа может повлечь бесконтрольность деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством, создание условий для действий недобросовестных саморегулируемых организаций и отдельных должностных лиц таких организаций, что в свою очередь отрицательно скажется на всем институте саморегулирования и его восприятии, как потребителями, так и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности.
Кроме того, в указанном Федеральном законе отсутствует закрепление за организацией, объединяющей саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности права (а в сфере обязательного саморегулирования - обязанности) принятия корпоративных документов - стандартов (правил) деятельности саморегулируемых организаций, и в частности раскрытия информации как саморегулируемыми организациями, так и их национальными объединениями.
2. Значение информационной открытости в деятельности саморегулируемых организаций сложно преувеличить.
Саморегулируемые организации и их национальные объединения в строительстве являются некоммерческими организациями (НКО) особого рода, выполняющими государственные и другие общественно значимые функции, возложенные на них законом, а членство в них обязательно и, в соответствии с требованиями законодательства, является необходимым обязательным условием допуска на строительный рынок.
3. Официальный сайт саморегулируемой организации должен обеспечить удобство пользования, полноту и оперативность получения заинтересованными лицами информации о деятельности саморегулируемой организации.
На своем сайте в сети "Интернет" саморегулируемые организации в соответствии с Градостроительным кодексом, обязаны размещать как информацию, так и документы.
Смешение в Градостроительном кодексе понятий "информация", "сведения" и "документ" создает определенные трудности с определением вида, в котором они должны содержаться на официальном сайте саморегулируемой организации - простое информационное сообщение или документ, содержащий все необходимые реквизиты.
При этом, новым видом документа стал электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме. Юридическую силу электронному документу придает особый реквизит - электронная цифровая подпись.
Таким образом, говоря об обязанности саморегулируемой организации о размещении на своем официальном сайте "информации и документов", более точно будет говорить о размещении "документированной информации".
4. Информация о деятельности саморегулируемых организаций должна отвечать трем основным требованиям - своевременности, полноте и достоверности.