Действующий

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс КСС/LSA) (в редакции на 1 января 2013 года) (с изменениями на 15 июня 2017 года)

    4.4.7 Оборудование спасательных шлюпок

4.4.7.1 Все спасательные шлюпки, за исключением спускаемых свободным падением, должны быть оборудованы по меньшей мере одним спускным клапаном, расположенным вблизи самой низкой точки корпуса, который должен автоматически открываться для спуска воды из спасательной шлюпки, когда она находится вне воды, и автоматически закрываться, предотвращая попадание в спасательную шлюпку воды, когда она находится на плаву. Каждый спускной клапан должен быть снабжен колпачком или пробкой для его закрывания, которые должны быть прикреплены к спасательной шлюпке штертом, цепочкой или другим соответствующим способом. Спускные клапаны должны быть легкодоступными изнутри шлюпки, а место их расположения должно быть четко обозначено.

4.4.7.2 Все спасательные шлюпки должны иметь руль и румпель. Если имеется также штурвал или другое средство дистанционного управления рулем, то в случае выхода из строя такого средства, должна быть предусмотрена возможность управлять рулем с помощью румпеля. Руль должен быть постоянно прикреплен к спасательной шлюпке. Румпель должен быть постоянно установлен на баллере руля или соединен с ним, однако если спасательная шлюпка оборудована средством дистанционного управления рулем, то румпель может быть съемным и может храниться закрепленным вблизи баллера руля. Руль и румпель должны быть устроены так, чтобы они не могли быть повреждены при работе разобщающего механизма или гребного винта.

4.4.7.3 С наружной стороны вокруг спасательной шлюпки выше ватерлинии и в пределах досягаемости для находящегося в воде человека, за исключением района вблизи места расположения руля и гребного винта, должен быть предусмотрен подходящий поручень или закреплен с провесами плавучий спасательный леер.

4.4.7.4 Спасательные шлюпки, которые не являются самовосстанавливающимися при опрокидывании, должны быть оборудованы соответствующими поручнями в нижней части корпуса, чтобы люди могли держаться за спасательную шлюпку. Крепление этих поручней к спасательной шлюпке должно быть таким, чтобы в случае если под воздействием удара достаточной силы они будут оторваны от спасательной шлюпки, это не приводило бы к повреждению корпуса спасательной шлюпки.

4.4.7.5 Все спасательные шлюпки должны быть оборудованы достаточным количеством водонепроницаемых ящиков или отсеков для хранения мелких предметов снабжения, воды и провизии, требуемых пунктом 4.4.8. Спасательная шлюпка должна иметь средства для сбора дождевой воды и, если требуется Администрацией, дополнительно, опреснитель ручного действия. Действие опреснителя не должно зависеть ни от солнечной энергии, ни от иных чем в морской воде химических элементов. Должны быть предусмотрены средства для хранения собранной воды.

4.4.7.6 Каждая спасательная шлюпка, за исключением спускаемой свободным падением, предназначенная для спуска на одноточечном подвесе иди с помощью талей, должна быть оборудована разобщающим механизмом, отвечающим следующим требованиям, с учетом положений подпункта .17 ниже:

        .1 механизм должен быть устроен так, чтобы все гаки отдавались одновременно;

        .2 несмотря на подпункт .7.2, гаки должны выкладываться только тогда, когда механизм привода приведен в действие при нахождении шлюпки полностью на воде, или, если шлюпка не находится на воде, - многократными, преднамеренными и длительными действиями, которые должны включать удаление или шунтирование (обход) предохранительных блокировочных устройств, предназначенных предотвращать преждевременное или непреднамеренное освобождение гаков;

           .1 гаки не должны иметь возможности выкладываться из-за износа, несоосности и из-за непреднамеренного усилия в блоках гаков или в механизме привода, управляющей тяге или тросах, соединенных с блоком гаков или образующих часть блоков гаков, при дифференте до 10° включительно и крене до 20° включительно на любой борт; и

           .2 функциональные критерии пунктов 4.4.7.6.2 и 4.4.7.6.2.1 применяются к спектру нагрузок, представляющих от 0 до 100% безопасной рабочей нагрузки механизма гаков, на которую он может быть одобрен;

        .3 если механизм гаков не является типом со смещенным центром приложения нагрузки, который удерживается весом шлюпки в полностью закрытом состоянии, блок гаков должен быть спроектирован так, чтобы подвижный компонент гака удерживался полностью в закрытом положении запирающими частями гака, способными выдерживать его безопасную рабочую нагрузку в любых условиях эксплуатации, до тех пор пока запирающая часть не будет намеренно открыта посредством механизма привода. В проектах, использующих хвостовик подвижного компонента гака и кулачок, напрямую или косвенно крепящий хвостовик подвижного компонента гака, блок гака должен оставаться в закрытом состоянии и удерживать его безопасную рабочую нагрузку при повороте кулачка до 45° включительно - в любом направлении от его положения закрытия или до 45° в одном направлении, если оно ограничено проектом;

        .4 чтобы обеспечить устойчивость гака, механизм гака должен быть спроектирован так, чтобы когда он полностью возвращен в закрытое положение, вес шлюпки не вызывал каких-либо усилий, передаваемых на механизм привода;

        .5 запирающие устройства должны быть спроектированы так, чтобы они не могли повернуться в состояние открытия из-за усилий нагрузки на гаке; и

        .6 если имеется устройство гидростатической блокировки, оно должно автоматически возвращаться в исходное положение при подъеме шлюпки из воды.

        .7 механизм должен обеспечивать разобщение двумя способами: обычным (без нагрузки) и - под нагрузкой:

           .1 обычный (без нагрузки) должен освобождать спасательную шлюпку, когда она находится на воде, или когда отсутствует нагрузка на гаках, и не требуется разделение серьги шлюпталей и носка гака вручную; и

           .2 способ разобщения под нагрузкой должен освобождать спасательную шлюпку при наличии нагрузки на гаках. Этот разобщающий механизм должен быть снабжен гидростатическим блокировочным устройством, если не имеется других средств указания на то, что шлюпка находится на воде, до того как механизм разобщения будет приведен в действие. В случае отказа или когда шлюпка не находится на воде, должно иметься средство преодоления гидростатической блокировки или подобного устройства, чтобы произвести аварийное разобщение. Эта способность преодоления блокировки должна быть достаточно защищена от случайного или преждевременного использования. Достаточная защита должна включать специальную механическую защиту, обычно не требующуюся для отдачи гаков под нагрузкой, дополнительно к знаку опасности. Защита должна быть умышленно нарушена применением подходящего минимального усилия, к примеру, разбиванием защитного стекла или полупрозрачной крышки. Бирка или тонкая проволочная перемычка для защиты не считаются достаточно прочными. Для предупреждения преждевременной отдачи гаков под нагрузкой, такая отдача должна требовать многократного, преднамеренного и длительного действия или действий оператора;

        .8 предотвращать случайное разобщение в ходе подъема шлюпки, если гак не находится полностью в исходном положении, либо если гак не может воспринимать какую-либо нагрузку, либо рукоятка или чека безопасности не имеют возможности возврата в исходное (закрытое) положение, и какие- либо индикаторы не должны указывать на то, что механизм гаков находится в исходном (закрытом) состоянии. Дополнительные знаки опасности размещаются у каждого места крепления гака, чтобы предупредить экипаж о надлежащем методе установки гаков в исходное положение;

        .9 все компоненты блока гаков, блока рукоятки разобщения, управляющих тросов или звеньев механических приводов и стационарных соединений с корпусом шлюпки должны быть изготовлены из материалов, стойких к коррозии в морской окружающей среде, без необходимости защитного покрытия или гальванизации. Проект и допуски, при изготовлении деталей, должны быть такими, чтобы ожидаемые в течение срока службы механизма износы не ухудшали его надлежащую работу. Звенья механических деталей, таких как тросы управления, должны быть водостойкими, они не должны иметь открытых или незащищенных участков;

        .10 разобщающий механизм должен быть спроектирован и установлен так, чтобы члены экипажа изнутри шлюпки могли недвусмысленно определить, когда система готова для подъема посредством:

           .1 прямого наблюдения того, что подвижная часть гака или часть гака, которая запирает подвижную часть гака в штатном месте, полностью и надлежащим образом находится в исходном положении на каждом гаке; или

           .2 наблюдения нерегулируемого указателя, который подтверждает, что механизм, запирающий подвижную часть гака в штатном месте, полностью и надлежащим образом находится в исходном положении на каждом гаке; или

           .3 простой работы механического указателя, который подтверждает, что механизм, запирающий подвижную часть гака в штатном месте, полностью и надлежащим образом находится в исходном положении на каждом гаке;

        .11 должны иметься четкие инструкции по эксплуатации с подходящим образом сформулированными предупреждениями, используя цветное кодирование, пиктограммы и/или символы, насколько это необходимо для ясности. Если используется цветное кодирование, зеленый цвет должен обозначать надлежащим образом установленный в исходном положении гак, а красный - опасность или ненадлежащую или неправильную установку;

        .12 орган управления разобщающим механизмом должен быть четко обозначен цветом, контрастным цвету окружающих предметов;

        .13 должны иметься средства вывешивания спасательной шлюпки для освобождения механизма разобщения при техническом обслуживании и ремонте;

        .14 нагруженные компоненты механизма гаков и конструкционное крепление к спасательной шлюпке рассчитываются с шестикратным запасом прочности, основываясь на пределе прочности использованных материалов и массе шлюпки с полным комплектом людей, топлива и снабжения, предполагая, что масса шлюпки равномерно распределена между лопарями, за исключением того, что запас прочности устройств для вывешивания шлюпки может основываться на массе шлюпки с полным запасом топлива и снабжения плюс 1000 кг; и

        .15 гидростатическая блокировка должна рассчитываться не менее чем с шестикратным запасом прочности, основанной на предельной прочности используемых материалов;