Действующий

О подтверждении уплаты налога на территории иностранного государства

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9

ПИСЬМО

[О  применении пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации]



МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция) просит дать разъяснения по вопросу применения пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с нижеследующим.

В соответствии со статьей 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации.


Таким образом, Инспекция считает, что обязательным условием проведения зачета сумм налогов, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств, является их фактическая уплата в бюджет иностранного государства.


На этом основании в отношении налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами - иностранными организациями, зачет может быть произведен только при условии представления налогоплательщиком подтверждения налогового агента об уплате налога за пределами Российской Федерации, так как нормы НК РФ не содержат положений, позволяющих проводить зачет удержанных сумм налога без подтверждения факта его уплаты.


Данная позиция подтверждается письмами Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2005 N 03-08-05, от 20.08.2008 N 03-08-08, от 17.12.2009 N 03-08-05, от 16.06.2010 N 03-08-05.

В подтверждение правомерности проведения зачета удержанных в Республике Польша налогов налогоплательщиком, состоящим на учете в Инспекции, представлен заполненный бланк формы IFT-2R "Информация о выручке (доходах), полученной юридическими лицами, не имеющими офиса или управляющего органа на территории Республики Польша" (далее - форма IFT-2R), подписанный должностными лицами иностранной организации, выплатившей доход.


Данная форма, соответствующим образом заполненная, должна представляться налоговым резидентом Республики Польша в налоговый орган Республики Польша, в случае выплаты им дохода иностранным организациям, не имеющим офиса или управляющего органа на территории Республики Польша.

Заполненный бланк формы IFT-2R содержит информацию о сумме и виде дохода, полученного Банком от резидента Республики Польша, а также о сумме налога, подлежащей удержанию с этого дохода, и не содержит каких-либо отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении налоговым органом Республики Польша данной формы IFT-2R, либо подтверждающих уплату налога, указанного в форме IFT-2R в бюджет Республики Польша.


Иных документов, свидетельствующих о фактической уплате заявленной суммы налога в бюджет Республики Польша, Банком не представлено.

Данный факт послужил основанием для непринятия к зачету суммы налога, выплаченной в соответствии с законодательством Республики Польша российской организацией.

Не согласившись с Решением Инспекции, Банк в соответствии со статьей 101.2 НК РФ направил апелляционную жалобу в Федеральную налоговую службу, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган оставил Решение Инспекции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Однако в ходе судебного разбирательства Банк заявил ходатайство о приобщении к материалам дела Сводки информации IFT-2R (документа, подтверждающего получения налоговыми органами Республики Польша формы IFT-2R).


Необходимо отметить, что бланк формы IFT-2R заполняется резидентом Республики Польша в отношении каждого контрагента отдельно и не содержит отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении ими данной формы, в то время как сводка информации IFT-2R содержит информацию обо всех налогах, уплаченных резидентом Республики Польша, и предусматривает наличие отметки налоговых органов Республики Польша о получении ими данной сводки.


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным решение Инспекции, решение ФНС России по апелляционной жалобе в связи с тем, что в материалы дела представлена сводка информации IFT-2R с отметкой уполномоченного налогового органа Республики Польша о её принятии.


При таких обстоятельствах суд удовлетворил иск Банка и указал, что в случае если у налогового органа есть необходимость в информации, подтверждающей фактическое поступление сумм удержанного налога в бюджет Республики Польша, он вправе использовать процедуру, предусмотренную ст.23 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.92 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества".

Однако, по мнению Инспекции, судом не учтено, что на налоговый орган возложена обязанность только проверки соблюдения налогоплательщиком условий предоставления зачета, установленных в статье 311 НК РФ, то есть наличия документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, а не проведение проверки правомерности заявленного зачета с одновременным направлением запросов в иностранные налоговые органы.

На основании изложенного, учитывая отрицательную судебную практику, а также то, что в настоящее время Банк продолжает представлять заполненный бланк формы IFT-2R без отметки уполномоченного налогового органа Республики Польша о его принятии, Инспекция просит разъяснить порядок действий при получении заполненного бланка формы IFT-2R, подписанного только должностными лицами иностранной организации, в качестве подтверждения уплаты (удержания) налога за пределами Российской Федерации: