Действующий

Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (Одобрен Резолюцией MSC.267(85) (с изменениями на 5 июня 2015 года)

2.3 Критерии сильного ветра и бортовой качки (критерии погоды)

2.3.1 Способность судна противостоять совместному воздействию ветра с траверза и бортовой качке должна быть продемонстрирована, как показано на рисунке 2.3.1, с учетом следующего:

.1 судно подвергается воздействию постоянного ветра, приложенного перпендикулярно диаметральной плоскости судна, с плечом кренящего момента ();

.2 предполагается, что судно при воздействии волн испытывает бортовую качку и наклоняется от результирующего угла равновесия () до угла крена при бортовой качке (). Угол крена при воздействии постоянного ветра () не должен превышать 16° или 80% угла погружения края палубы, в зависимости от того, что меньше;

.3 судно затем подвергается воздействию шквального ветра, в результате чего образуется плечо кренящего момента при шквальном ветре (); и

.4 при упомянутых обстоятельствах площадь b должна быть равна или больше площади a, как показано на рисунке 2.3.1, ниже:

     

Рис.2.3.1. Воздействие сильного ветра и бортовой качки


Углы на рис.2.3.1 определяются следующим образом:

- угол крена от действия постоянного ветра

- угол крена в наветренную сторону от действия волн (см. п.2.3.1.2, 2.3.4 и сноску к п.2.2.3)

- угол заливания () или 50°, или , в зависимости от того, какой угол меньше,

где - угол крена, при котором погружаются отверстия в корпусе, надстройках или рубках судна, которые не могут быть герметично закрыты. Для целей настоящего критерия малые отверстия, через которые не может произойти прогрессирующего затопления судна, можно не рассматривать как открытые отверстия;

- угол, соответствующий второму пересечению плеча ветрового кренящего момента и кривой GZ.

2.3.2 Плечи ветровых кренящих моментов и , упомянутые в 2.3.1.1 и 2.3.1.3, являются постоянными величинами при всех углах крена и должны рассчитываться по формулам:

=, м, и

=1,5 , м


где Р - давление ветра 504 Па. Величина Р, применяемая для судов в ограниченном плавании, может быть уменьшена с одобрения Администрации

А - площадь проекции боковой поверхности части судна и палубного груза выше ватерлинии, м

Z - расстояние по вертикали от центра А до центра погруженной площади боковой поверхности или приблизительно до точки, равной половине средней осадки, м

- водоизмещение, т

- ускорение силы тяжести 9,81 м/с.

2.3.3 При одобрении Администрацией в качестве эквивалента расчету в п.2.3.2 могут быть приняты альтернативные средства определения плеча ветровых кренящих моментов (). Когда проводятся такие альтернативные испытания, должна делаться ссылка на Руководство, разработанное Организацией*. Скорость ветра, используемая в таких испытаниях, должна составлять 26 м/с в полном масштабе с единой эпюрой распределения скоростей. Величина скорости ветра, используемая для судов в ограниченном плавании, может быть уменьшена с одобрения Администрации.

________________

* См. "Временное руководство по альтернативной оценке критерия погоды" (MSC.1/Circ.1200).

2.3.4 Угол крена при бортовой качке ()**, упомянутый в 2.3.1.2, должен рассчитываться по формуле:

________________