БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 июня 2013 года N 290

Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики

(с изменениями на 18 октября 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.11.2018, N 0001201811150005).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст.3008; 2013, N 1, ст.45, ст.68; N 5, ст.407)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики.

2. Признать утратившими силу Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденные приказом Минпромэнерго России от 18 марта 2008 года N 124 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2008 года, регистрационный N 11454).

Министр
А.Новак

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 августа 2013 года,
регистрационный N 29348

     

     

Приложение

     
Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики

(с изменениями на 18 октября 2018 года)

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст.3008; 2013, N 1, ст.45, ст.68; N 5, ст.407) (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления), и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5525; 2006, N 37, ст.3876; 2007, N 14, ст.1687; N 31, ст.4100; 2009, N 8, ст.979; N 9, ст.1103; N 17, ст.2088; N 25, ст.3073; N 41, ст.4771; 2010, N 12, ст.1333; N 40, ст.5086; 2011, N 10, ст.1406; 2012, N 4, ст.504; N 23, ст.3008) (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии), Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 N 854 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5518; 2006, N 19, ст.2094; N 37, ст.3876; 2008, N 8, ст.743; N 46, ст.5343; 2010, N 12 ст.1333), и определяют:

порядок разработки графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), включая порядок определения величины технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони;

порядок применения указанных графиков (порядок введения диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в действие графиков аварийного ограничения и порядок осуществления фактических действий по вводу указанных графиков субъектами электроэнергетики (распределение заданных диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике объемов аварийных ограничений, доведение информации о введении в действие графиков аварийного ограничения до соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, реализацию графиков аварийного ограничения на принадлежащих таким организациям объектах);

правила использования противоаварийной автоматики.

2. К организациям, осуществляющим разработку графиков аварийного ограничения, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения и контроль реализации указанных графиков, относятся сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии (далее - потребители), а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии, к которым технологически присоединены, в том числе через принадлежащие потребителям объекты электросетевого хозяйства, энергопринимающие устройства потребителей.

3. Первичными получателями команд об аварийных ограничениях являются сетевые организации (их соответствующие филиалы), осуществляющие свою деятельность в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - диспетчерский центр), владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, которые включены в перечень объектов диспетчеризации, и включенные в перечень, указанный в пункте 6 настоящих Правил.

Первичные получатели команд об аварийных ограничениях осуществляют разработку графиков аварийного ограничения по заданиям данного диспетчерского центра, выполняют фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения по диспетчерским командам (распоряжениям) диспетчерского центра и осуществляют контроль реализации указанных графиков.

Иные организации (их соответствующие филиалы), не включенные диспетчерским центром в перечень первичных получателей команд об аварийных ограничениях, осуществляющие разработку графиков аварийного ограничения, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения и контроль реализации указанных графиков по указанию первичных получателей команд об аварийных ограничениях либо иных организаций, осуществляющих разработку графиков аварийного ограничения, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения и контроль реализации графиков аварийного ограничения, являются вторичными получателями команд об аварийных ограничениях.

4. В целях организации взаимодействия субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, иных субъектов электроэнергетики и потребителей при разработке и применении графиков аварийного ограничения:

в порядке, предусмотренном пунктами 2, 3 и 5-9 настоящих Правил, формируются перечни потребителей, в отношении энергопринимающих устройств которых может осуществляться аварийное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - аварийное ограничение), и перечни первичных и вторичных получателей команд об аварийных ограничениях;

системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) определяет в зоне своей диспетчерской ответственности диспетчерские центры, уполномоченные на осуществление возложенных на них функций, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления и настоящими Правилами.

5. Организации, указанные в пункте 3 настоящих Правил (их соответствующие филиалы), ежегодно до 1 июня формируют перечни потребителей, в отношении энергопринимающих устройств которых может осуществляться аварийное ограничение.

В указанные перечни включаются:

сетевыми организациями - потребители, заключившие либо в интересах которых заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с такими сетевыми организациями и (или) энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства таких сетевых организаций;

собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, не оказывающими услуги по передаче электрической энергии - потребители, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства таких организаций;

собственниками и иными законными владельцами объектов по производству электрической энергии - потребители, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к соответствующим объектам по производству электрической энергии.

Перечни потребителей, в отношении энергопринимающих устройств которых может осуществляться аварийное ограничение, формируются в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898. - См. предыдущую редакцию)


Перечни потребителей, в отношении энергопринимающих устройств которых может осуществляться аварийное ограничение, предоставляются организациями, формирующими такие перечни, по запросу диспетчерского центра, а также по запросам первичных и вторичных получателей команд об аварийных ограничениях в срок, не превышающий 7 дней с даты поступления запроса.

6. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) ежегодно до 1 июня формирует перечни первичных получателей команд об аварийных ограничениях, осуществляющих деятельность в границах операционных зон его диспетчерских центров, и направляет их в сетевые организации (их соответствующие филиалы), включенные в указанные перечни.

Перечни первичных получателей команд об аварийных ограничениях формируются в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898. - См. предыдущую редакцию)

7. Первичные получатели команд об аварийных ограничениях ежегодно до 15 июня формируют перечни вторичных получателей команд об аварийных ограничениях и направляют их в организации (их соответствующие филиалы), включенные в указанные перечни. В целях обеспечения разработки и применения графиков аварийного ограничения вторичные получатели команд об аварийных ограничениях также могут формировать перечни вторичных получателей команд об аварийных ограничениях, осуществляющих разработку графиков аварийного ограничения, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения и контроль реализации графиков аварийного ограничения по указанию таких организаций (их соответствующих филиалов).

Первичными получателями команд об аварийных ограничениях могут быть отнесены ко вторичным получателям команд об аварийных ограничениях следующие организации (их соответствующие филиалы):

смежные сетевые организации (за исключением смежных сетевых организаций, являющихся первичными получателями команд об аварийных ограничениях);

собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, не оказывающие услуги по передаче электрической энергии;

собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии, технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, к распределительным устройствам которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей.

Смежные сетевые организации могут быть включены первичным и (или) вторичным получателем команд об аварийных ограничениях в перечень его вторичных получателей команд об аварийных ограничениях независимо от класса напряжения объектов электросетевого хозяйства указанных организаций. Иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии могут быть включены первичным и (или) вторичным получателем команд об аварийных ограничениях в перечень его вторичных получателей команд независимо от наличия (отсутствия) договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ними. В случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между указанными лицами, их взаимодействие при разработке и применении графиков аварийного ограничения определяется в соответствии с отдельным соглашением, заключаемым между ними.

Перечни вторичных получателей команд об аварийных ограничениях формируются в соответствии с приложением N 3 к настоящим Правилам.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898. - См. предыдущую редакцию)

Перечни вторичных получателей команд об аварийных ограничениях предоставляются организациями, формирующими такие перечни, по запросам диспетчерского центра и соответствующего первичного получателя команд об аварийных ограничениях в срок, не превышающий 7 календарных дней с даты поступления запроса.

8. Сетевые организации, являющиеся первичными получателями команд об аварийных ограничениях, представляют диспетчерскому центру сведения о нагрузке потребителей электрической энергии (мощности), включенных в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), по данным контрольных и внеочередных замеров в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам в следующие сроки:

ежегодно до 1 сентября отчетного года и до 20 февраля года, следующего за отчетным - по данным контрольных замеров;

в течение 10 рабочих дней с даты проведения замера - по данным внеочередных замеров;

по требованию диспетчерского центра - в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 39 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления.

Указанная информация представляется в диспетчерский центр первичными получателями команд об аварийных ограничениях, в том числе по потребителям, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения в отношении которых осуществляются соответствующими вторичными получателями команд об аварийных ограничениях, потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к распределительным устройствам объектов по производству электрической энергии, и потребителям, которым диспетчерские команды на введение в действие графиков временного отключения потребления выдаются непосредственно диспетчерским персоналом диспетчерского центра.

Вторичные получатели команд об аварийных ограничениях представляют первичному получателю команд об аварийных ограничениях по его требованию не позднее 3 рабочих дней со дня предъявления требования информацию о фактических значениях потребления мощности в часы максимальных и минимальных нагрузок энергосистемы потребителями, включенными в графики аварийного ограничения, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения в отношении которых осуществляются соответствующими вторичными получателями команд об аварийных ограничениях.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898. - См. предыдущую редакцию)

9. Взаимодействие между смежными сетевыми организациями в целях разработки и применения графиков аварийного ограничения осуществляется на основании договоров, заключаемых между такими организациями в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

II. Порядок разработки графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности)

10. Графики аварийного ограничения разрабатываются ежегодно на период с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего года и утверждаются первичными получателями команд об аварийных ограничениях после согласования с диспетчерским центром и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем за 10 календарных дней до начала очередного периода, на который они разрабатываются.

Разрабатываются и утверждаются следующие виды графиков аварийного ограничения:

график ограничения режима потребления электрической энергии;

график ограничения режима потребления электрической мощности;

график временного отключения потребления.

11. Графики аварийного ограничения разрабатываются на основании заданий, ежегодно выдаваемых диспетчерскими центрами первичным получателям команд об аварийных ограничениях и содержащих требования к графикам аварийного ограничения, предусмотренные пунктом 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления (далее - задания на разработку графиков аварийного ограничения).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898. - См. предыдущую редакцию)

Указанные требования определяются диспетчерским центром на основании оценки расчетов возможных аварийных возмущений электроэнергетического режима и анализа угрозы возникновения недопустимого дефицита электрической энергии и мощности, дефицита пропускной способности в контролируемых сечениях и на отдельных участках электрической сети, недопустимого снижения напряжения на объектах электроэнергетики в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра.

При этом требования к времени аварийного ограничения устанавливаются в задании на разработку графиков аварийного ограничения в виде максимально допустимого времени (диапазонов времени), необходимого для ввода аварийных ограничений в полном объеме в соответствии с графиком временного отключения потребления, и указания минимально необходимых объемов аварийных ограничений, ввод которых должен быть обеспечен в течение указанного максимально допустимого времени (диапазонов времени). В качестве мест ввода аварийных ограничений указываются территория энергосистемы, энергоузла (энергорайона) и (или) конкретные места электрической сети. Требования к объемам аварийных ограничений устанавливаются раздельно для графиков ограничения режима потребления и для графиков временного отключения потребления в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящих Правил.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом Минэнерго России от 18 октября 2018 года N 898. - См. предыдущую редакцию)

12. Задания на разработку графиков аварийного ограничения могут также содержать требования о разработке графиков аварийного ограничения с разбивкой по отдельным энергоузлам (энергорайонам) в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) индивидуальные объемы ввода аварийных ограничений в конкретных местах электрической сети. При выдаче заданий должны быть учтены случаи нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации отдельных энергоузлов (энергорайонов), имеющих питающие центры на территории другого субъекта Российской Федерации.

13. При установлении требований к объемам аварийных ограничений диспетчерским центром должны быть соблюдены предельные значения суммарных объемов аварийных ограничений по всем потребителям, подключенным к электрическим сетям всех сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, предусмотренные пунктом 38 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления.