Недействующий

О внесении изменений в Федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О лицензировании отдельных видов деятельности"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" направлен на внесение изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности, а также на внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Необходимость введения института саморегулируемых организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности (изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасных производственных объектов в необразовательных учреждениях), как альтернативы государственному регулированию в данной сфере (лицензированию и государственному надзору (контролю)), обусловлена потребностью в обеспечении современных механизмов регулирования рынка выполнения работ (оказания услуг) в области обеспечения промышленной безопасности, исключающих коррупционную составляющую.

Кроме того, введение института саморегулируемых организаций в данной области является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. Введение саморегулируемых организаций при частичном сохранении государственного регулирования (через контроль за деятельностью саморегулируемых организаций) во многом позволит решить указанные проблемы, не допустить на рынок недобросовестных участников, что будет способствовать повышению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Законопроектом вводится понятие саморегулируемых организаций осуществляющих отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности, определяются цели создания таких организаций, устанавливаются требования к саморегулируемым организациям, требования к деятельности таких организаций, регулируются вопросы приема в члены саморегулируемых организаций, принятия саморегулируемыми организациями требований к членству, стандартов саморегулирования, правил контроля в саморегулировании, системы мер ответственности, осуществления контроля саморегулируемыми организациями в отношении входящих в их состав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создания компенсационного фонда саморегулируемых организаций, страхования имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций за вред причиненный третьим лицам, приобретения и прекращения правового статуса саморегулируемых организаций.

Законопроектом предусмотрены положения определяющие особенности организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, виды, предмет, основания соответствующих проверок и сроки их проведения.

В рыночной экономике лицензирование проведения экспертизы промышленной безопасности оказалось недостаточно эффективным инструментом государственного регулирования, поскольку сдерживает развитие конкуренции, не создает стимулов к качественному выполнению работ (оказанию услуг), содержит в себе высокую степень коррупционности. Институт лицензирования проведения экспертизы промышленной безопасности предполагается заменить обязательным членством экспертных организаций в соответствующих саморегулируемых организациях. В этой связи законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Принятие законопроекта позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов, осуществляющих отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности, исключить условия для коррупции при осуществлении государственного регулирования (лицензирования и государственного надзора), не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Положения законопроекта соответствуют задачам и мероприятиям по замене государственных контрольных (надзорных) процедур и лицензирования для отдельных видов деятельности контролем со стороны саморегулируемых организаций, предусмотренным "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р и N 1663-р.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Ростехнадзора

www.gosnadzor.ru

по состоянию на 13.06.2013