1. Отчет по форме N 22-С "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (форма N 22-1)" составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
В Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации их структурными подразделениями отчет представляется не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации представляется сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации в Росреестр не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Внимание! В числе, обозначающем код строки, последние две цифры соответствуют машинному шифру в форме федерального государственного статистического наблюдения.
2. Порядок заполнения формы
В форме отражается распределение земель по категориям (строки) и формам собственности (графы).
Форма заполняется на основании данных учета земель предыдущего года с учетом происшедших изменений в течение года по состоянию на отчетную дату в соответствии с общим порядком и принципами составления годового отчета, освещенными в разделах 1 и 2 Методических указаний.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Землей, находящейся в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Землями, находящимися в государственной собственности, распоряжаются Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности находятся земельные участки, не предоставленные в частную собственность и которые признаны таковыми федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности или которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Основания внесения сведений о земле в соответствующие строки формы полностью соответствуют основаниям, перечисленным в порядке заполнения формы N 22-У (форма 22-2) (см. п.4 настоящего документа). Поэтому общие площади по соответствующим категориям в форме N 22-С (форма 22-1) и в форме N 22-У (форма 22-2) равны.
Земли, находящиеся в частной собственности, указываются во второй (собственность граждан) и третьей (собственность юридических лиц) графах.
В четвертой графе показываются площади земель, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Кроме этого, во второй, третьей и четвертой графах обобщаются сведения о землях согласно принадлежности доли в праве на земельный участок общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, а именно: если доля в праве принадлежит гражданину, то показатель площади этих земель отражается по графе 2; площадь долей, принадлежащих юридическому лицу, - по графе 3, государству (муниципальному образованию) - по графе 4. Данное условие касается сведений, учтенных в форме 22-3 (организации) в качестве общей собственности на землю.
Сумма значений в графах 2, 3, 4 должна быть равна общей площади (графа 1).
В последующие графы (с 5 по 19), относящиеся к землям, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, записываются соответствующие площади земель, на которые права возникли в результате государственной регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством (путем внесения сведений о правах на земельный участок в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)).
Информация о том, что объектом, в отношении которого состоялась регистрация права собственности, является сформированный земельный участок, подтверждается соответствующей выпиской из государственного кадастра недвижимости, выданной в установленном порядке органом, осуществляющим государственный кадастровый учет земельных участков. В случае если в ГКН по результатам межевания в рамках соответствующего мероприятия внесены сведения о сформированном земельном участке и при этом отсутствуют сведения о зарегистрированных правах (не поступили в рамках регламентированного информационного обмена сведениями), рекомендуется по данным участкам организовать единовременный запрос в соответствующие структурные подразделения регистрационных палат.
Основанием для возникновения права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются действующие федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации, прямо указывающие на принадлежность земель, а также акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, изданные до 1 июля 2006 года, и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
В графы, отражающие сведения о принадлежности земель, общая площадь участков лесного фонда (лесов), зарегистрированных ранее в собственности Российской Федерации, не включается. Так как в этом случае земельный участок не был сформирован, а объектом права являлись леса, которые до внесения изменений в ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" представляли собой самостоятельный объект недвижимости.
Согласно п.6 ст.47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участок лесного фонда соответствует лесному участку. Вступивший в силу с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации в ст.7 установил, что лесной участок является земельным участком. Сведения о лесных участках в формах отчетности необходимо отражать только после документирования соответствующей информации о лесных участках - внесения изменений в сведения о них в ЕГРП, а также в государственный кадастр недвижимости. Необходимым условием обобщения данных о принадлежности лесных участков Российской Федерации является осуществление органом кадастрового учета в установленном порядке учетных действий в отношении таких участков, в том числе по описанию границ земельных участков и внесению соответствующих изменений в ранее учтенные сведения.
В качестве примера обобщения в форму отчетности данных о лесных участках, находящихся в федеральной собственности, можно рассмотреть две ситуации, связанные, во-первых, с кадастровым учетом и государственной регистрацией прав Российской Федерации на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые сельскими (колхозными) лесами, а во-вторых, с государственной регистрацией прав Российской Федерации на участки лесного фонда, расположенные в категории земель лесного фонда.
1. В первом случае сведения о федеральной собственности на лесные участки, возникшей в результате внесения соответствующих записей в ЕГРП об участках лесного фонда, расположенных в границах сельскохозяйственных организаций, обобщаются в категории земель лесного фонда в случае, если уже выполнены кадастровые работы по образованию новых земельных участков (лесных участков) путем раздела ранее учтенных (исходных) земельных участков сельскохозяйственного назначения и на основании заявления о государственном кадастровом учете, а также представленных материалов органом кадастрового учета внесены соответствующие сведения об образованном земельном участке категории земель лесного фонда, при этом внесены изменения в сведения о ранее учтенном (исходном) земельном участке сельскохозяйственного назначения.
2. Во втором случае, в виде исключения (и если нет противоречий в кадастровой и лесоустроительной документациях) допускается в том числе обобщение сведений о федеральной собственности на лесные участки в категории земель лесного фонда без образования и государственного кадастрового учета в установленном порядке земельного участка, а именно только на основании государственной регистрации прав Российской Федерации на участки лесного фонда в категории земель лесного фонда и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.