в учреждениях здравоохранения N 8, 2012
Охрана труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии
1.1. При организации деятельности отделений (кабинетов) физиотерапии должны соблюдаться требования действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда.*
________________
* Основными документами при организации охраны труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии помимо действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда являются: отраслевой стандарт ОСТ 42-21-16-86 "Система стандартов безопасности труда. Отделения (кабинеты) физиотерапии. Общие требования безопасности" (утв. приказом Минздрава СССР от 04.11.86 N 1453); типовая инструкция по охране труда для персонала отделений (кабинетов) физиотерапии (утв. Минздравом СССР 08.08.87). Оба документа действующие, однако, следует учитывать, что в них имеются отдельные ссылки на отмененные или измененные нормативно-правовые акты.
1.2. Отделения (кабинеты) физиотерапии должны соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам, требованиям пожарной и радиационной безопасности.
1.4. К выполнению работ в отделениях (кабинетах) физиотерапии должны допускаться лица:
- с соответствующей профессиональной подготовкой и квалификацией согласно действующим нормативно-правовым актам;
- прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда;
- прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний.
1.5. Работа в отделениях (кабинетах) физиотерапии связана с риском:
- возникновения вредных и опасных факторов при работе с физиотерапевтическим оборудованием;
- поражения электрическим током;
- возникновения пожароопасной ситуации.
1.13. При эксплуатации отделений (кабинетов) физиотерапии возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов:
Физические опасные и вредные производственные факторы:
- повышенная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенный уровень ультразвука;
- повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
- повышенная влажность воздуха;
- повышенная ионизация воздуха;
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенная напряженность электрического поля;
- повышенная напряженность магнитного поля;
- повышенный уровень ультрафиолетового излучения;
- повышенный уровень инфракрасного излучения;
- повышенный уровень внешнего гамма-излучения;
- повышенный уровень лазерного излучения.
Химические опасные и вредные производственные факторы:
- повышенное содержание сероводорода;
- повышенное содержание углекислого газа;
- повышенное содержание скипидара;
- повышенное содержание озона, азота, окислов азота, йода, брома и др.;
- повышенное содержание метана;
- повышенное содержание хлора;
- повышенное содержание радона и его дочерних продуктов.
Биологические факторы (опасность заражения работников от инфицированных пациентов при проведении физиотерапевтических процедур).
Психофизиологические факторы, включая повышенное напряжение органов зрения;
Пожаро- и взрывоопасные факторы.
2.2. Температура, влажность, подвижность воздуха на рабочих местах, содержание в нем вредных веществ, уровни шума и напряженности электростатического поля, напряженности и плотности потока энергии электромагнитного поля, магнитных полей, ионизации воздуха, лазерного облучения должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил, гигиенических нормативов и иных действующих нормативно-правовых актов. Указанные параметры исследуются при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
1.12. Обеспечение пожаро- и взрывобезопасности осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности.
1.13. Электробезопасность обеспечивается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в этой области.
1.14. В отделении (кабинете) физиотерапии должны быть разработаны и утверждены подробные инструкции по охране труда для персонала по отдельным участкам и видам работ. Утвержденные инструкции должны быть вывешены на видном месте каждого участка работы.
1.15. Лица, вновь принятые на работу в отделение (кабинет) физиотерапии, допускаются к работе только после соответствующего инструктажа по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с профилем их работы и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности. Инструктаж, последующее обучение и проверка знаний по охране труда и пожарной безопасности производятся в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области охраны труда.
1.16. Работники должны проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
1.17. Все рабочие места в отделении (кабинете) физиотерапии должны пройти аттестацию по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
1.18. Персонал отделения (кабинета) физиотерапии должен быть обеспечен рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
1.19. В случае выявления в процессе работы недостатков в эксплуатации или неисправности аппаратов, приборов и оборудования работники должны известить об этом заведующего отделением (кабинетом) физиотерапии.
1.20. Ответственность за охрану труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии возлагается на их заведующих.
1.2. Строительство новых и реконструкция существующих отделений (кабинетов) физиотерапии допускается только при наличии утвержденного проекта, согласованного с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда профсоюза, главным физиотерапевтом или заменяющим его лицом.
1.3. Вновь выстроенные или реконструированные отделения в установленном порядке принимаются в эксплуатацию специальной комиссией при обязательном участии в ней представителей санитарно-эпидемиологической службы, главного физиотерапевта или замещающего его лица и технического инспектора труда профсоюза медицинских работников. Приемка оформляется актом с заключением о возможности эксплуатации принятых отделений (кабинетов). Один экземпляр акта должен храниться у руководителя лечебно-профилактического учреждения.
1.4. Отделения должны соответствовать требованиям ОСТ 42-21-16-86 "Система стандартов безопасности труда. Отделения (кабинеты) физиотерапии. Общие требования безопасности", действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, строительных норм, Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения, инструкций по эксплуатации медицинского оборудования.
1.5. Для проведения процедур по каждому виду лечения должны оборудоваться отдельные помещения. Допускается размещение в одном помещении электро- и светолечения, в том числе стационарных УВЧ- и СВЧ-генераторов, которые должны эксплуатироваться в экранированных кабинетах.
1.6. Для оснащения отделений (кабинетов) следует использовать сертифицированные оборудование и аппаратуру, разрешенную к применению в РФ и соответствующую нормативно-технической документации на данные изделия медицинской техники.
1.7. Безопасность работ в отделении должна достигаться:
- технологически и санитарно-гигиенически обоснованными размещением, планировкой и отделкой помещений;
- рациональной организацией работы;
- рациональной организацией рабочих мест;
- использованием исправной аппаратуры и защитного оборудования, отвечающих требованиям безопасности;
- соблюдением правил эксплуатации электроустановок, коммуникаций и оборудования;
- обучением персонала безопасным методам и приемам работы;
- применением эффективных средств защиты персонала.
1.8. Ответственность за обеспечение безопасности работы в отделениях, кабинетах физиотерапии возлагается:
- в части правильного размещения, планировки, отделки помещений и оснащения - на руководителя лечебно-профилактического учреждения;
- в части эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры - на заведующего отделением или врача, ответственного за работу отделения, кабинета.
1.9. Заведующий отделением (кабинетом) обязан разработать инструкции по технике безопасности для каждого кабинета физиотерапии, которые должны быть утверждены администрацией учреждения и согласованы с профсоюзным комитетом. Инструкции должны быть вывешены на видном для персонала месте.
1.10. В каждом кабинете должны быть детальные инструкции, определяющие действие персонала по оказанию первой помощи при поражении электрическим током, световым излучением, действие в случае возникновения пожаров, утвержденные администрацией учреждения.
1.11. На каждый кабинет должен быть оформлен технический паспорт, содержащий перечень помещений, их оснащение и защитные устройства.
1.12. Инвентарная опись технического оборудования отделения, перечень мероприятий по текущей профилактике и ремонту оборудования должны содержаться в журнале технического обслуживания.
Журнал технического обслуживания
Дата | Название аппарата, заводской паспорт | Отметка о замеченном дефекте | Подпись медицинской сестры | Что сделано, какие части заменены, в каком состоянии находится аппарат, разрешение специалиста, проводившего ремонт или осмотр, на эксплуатацию аппарата | Подпись специалиста, проводившего ремонт (осмотр) | Подпись заведующего отделением (кабинетом), подтверждающего выполненную работу |
________________