Охрана труда и пожарная безопасность

в учреждениях здравоохранения N 8, 2012

Охрана труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии



1. Общие положения


1.1. При организации деятельности отделений (кабинетов) физиотерапии должны соблюдаться требования действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда.*

________________

* Основными документами при организации охраны труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии помимо действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда являются: отраслевой стандарт ОСТ 42-21-16-86 "Система стандартов безопасности труда. Отделения (кабинеты) физиотерапии. Общие требования безопасности" (утв. приказом Минздрава СССР от 04.11.86 N 1453); типовая инструкция по охране труда для персонала отделений (кабинетов) физиотерапии (утв. Минздравом СССР 08.08.87). Оба документа действующие, однако, следует учитывать, что в них имеются отдельные ссылки на отмененные или измененные нормативно-правовые акты.


1.2. Отделения (кабинеты) физиотерапии должны соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам, требованиям пожарной и радиационной безопасности.

1.4. К выполнению работ в отделениях (кабинетах) физиотерапии должны допускаться лица:

- с соответствующей профессиональной подготовкой и квалификацией согласно действующим нормативно-правовым актам;

- прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда;

- прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний.

1.5. Работа в отделениях (кабинетах) физиотерапии связана с риском:

- возникновения вредных и опасных факторов при работе с физиотерапевтическим оборудованием;

- поражения электрическим током;

- возникновения пожароопасной ситуации.

1.13. При эксплуатации отделений (кабинетов) физиотерапии возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

- повышенная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенный уровень ультразвука;

- повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

- повышенная влажность воздуха;

- повышенная ионизация воздуха;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенная напряженность электрического поля;

- повышенная напряженность магнитного поля;

- повышенный уровень ультрафиолетового излучения;

- повышенный уровень инфракрасного излучения;

- повышенный уровень внешнего гамма-излучения;

- повышенный уровень лазерного излучения.


Химические опасные и вредные производственные факторы:

- повышенное содержание сероводорода;

- повышенное содержание углекислого газа;

- повышенное содержание скипидара;

- повышенное содержание озона, азота, окислов азота, йода, брома и др.;

- повышенное содержание метана;

- повышенное содержание хлора;

- повышенное содержание радона и его дочерних продуктов.


Биологические факторы (опасность заражения работников от инфицированных пациентов при проведении физиотерапевтических процедур).


Психофизиологические факторы, включая повышенное напряжение органов зрения;


Пожаро- и взрывоопасные факторы.

2.2. Температура, влажность, подвижность воздуха на рабочих местах, содержание в нем вредных веществ, уровни шума и напряженности электростатического поля, напряженности и плотности потока энергии электромагнитного поля, магнитных полей, ионизации воздуха, лазерного облучения должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил, гигиенических нормативов и иных действующих нормативно-правовых актов. Указанные параметры исследуются при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

1.12. Обеспечение пожаро- и взрывобезопасности осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности.

1.13. Электробезопасность обеспечивается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в этой области.

1.14. В отделении (кабинете) физиотерапии должны быть разработаны и утверждены подробные инструкции по охране труда для персонала по отдельным участкам и видам работ. Утвержденные инструкции должны быть вывешены на видном месте каждого участка работы.

1.15. Лица, вновь принятые на работу в отделение (кабинет) физиотерапии, допускаются к работе только после соответствующего инструктажа по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с профилем их работы и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности. Инструктаж, последующее обучение и проверка знаний по охране труда и пожарной безопасности производятся в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области охраны труда.

1.16. Работники должны проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

1.17. Все рабочие места в отделении (кабинете) физиотерапии должны пройти аттестацию по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

1.18. Персонал отделения (кабинета) физиотерапии должен быть обеспечен рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

1.19. В случае выявления в процессе работы недостатков в эксплуатации или неисправности аппаратов, приборов и оборудования работники должны известить об этом заведующего отделением (кабинетом) физиотерапии.

1.20. Ответственность за охрану труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии возлагается на их заведующих.

1.2. Строительство новых и реконструкция существующих отделений (кабинетов) физиотерапии допускается только при наличии утвержденного проекта, согласованного с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда профсоюза, главным физиотерапевтом или заменяющим его лицом.

1.3. Вновь выстроенные или реконструированные отделения в установленном порядке принимаются в эксплуатацию специальной комиссией при обязательном участии в ней представителей санитарно-эпидемиологической службы, главного физиотерапевта или замещающего его лица и технического инспектора труда профсоюза медицинских работников. Приемка оформляется актом с заключением о возможности эксплуатации принятых отделений (кабинетов). Один экземпляр акта должен храниться у руководителя лечебно-профилактического учреждения.

1.4. Отделения должны соответствовать требованиям ОСТ 42-21-16-86 "Система стандартов безопасности труда. Отделения (кабинеты) физиотерапии. Общие требования безопасности", действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, строительных норм, Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения, инструкций по эксплуатации медицинского оборудования.

1.5. Для проведения процедур по каждому виду лечения должны оборудоваться отдельные помещения. Допускается размещение в одном помещении электро- и светолечения, в том числе стационарных УВЧ- и СВЧ-генераторов, которые должны эксплуатироваться в экранированных кабинетах.

1.6. Для оснащения отделений (кабинетов) следует использовать сертифицированные оборудование и аппаратуру, разрешенную к применению в РФ и соответствующую нормативно-технической документации на данные изделия медицинской техники.

1.7. Безопасность работ в отделении должна достигаться:

- технологически и санитарно-гигиенически обоснованными размещением, планировкой и отделкой помещений;

- рациональной организацией работы;

- рациональной организацией рабочих мест;

- использованием исправной аппаратуры и защитного оборудования, отвечающих требованиям безопасности;

- соблюдением правил эксплуатации электроустановок, коммуникаций и оборудования;

- обучением персонала безопасным методам и приемам работы;

- применением эффективных средств защиты персонала.

1.8. Ответственность за обеспечение безопасности работы в отделениях, кабинетах физиотерапии возлагается:

- в части правильного размещения, планировки, отделки помещений и оснащения - на руководителя лечебно-профилактического учреждения;

- в части эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры - на заведующего отделением или врача, ответственного за работу отделения, кабинета.

1.9. Заведующий отделением (кабинетом) обязан разработать инструкции по технике безопасности для каждого кабинета физиотерапии, которые должны быть утверждены администрацией учреждения и согласованы с профсоюзным комитетом. Инструкции должны быть вывешены на видном для персонала месте.

1.10. В каждом кабинете должны быть детальные инструкции, определяющие действие персонала по оказанию первой помощи при поражении электрическим током, световым излучением, действие в случае возникновения пожаров, утвержденные администрацией учреждения.

1.11. На каждый кабинет должен быть оформлен технический паспорт, содержащий перечень помещений, их оснащение и защитные устройства.

1.12. Инвентарная опись технического оборудования отделения, перечень мероприятий по текущей профилактике и ремонту оборудования должны содержаться в журнале технического обслуживания.


Журнал технического обслуживания

Дата

Название аппарата, заводской паспорт

Отметка о замеченном дефекте

Подпись медицинской сестры

Что сделано, какие части заменены, в каком состоянии находится аппарат, разрешение специалиста, проводившего ремонт или осмотр, на эксплуатацию аппарата

Подпись специалиста, проводившего ремонт (осмотр)

Подпись заведующего отделением (кабинетом), подтверждающего выполненную работу



2. Санитарно-гигиенические требования к отделениям физиотерапевтического и восстановительного лечения*

________________

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».