4.1. Порядок проведения проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований
4.1.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней.
4.1.2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки.
4.1.3. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, кандидаты извещаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации заранее.
4.1.4. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
4.1.5. До проведения проверки целесообразно получить в нотариальной палате сведения о нотариусах, а также о главах местных администраций муниципальных образований (специальных уполномоченных должностных лицах местного самоуправления муниципальных образований), уполномоченных свидетельствовать подлинность подписи на документах.
4.1.6. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверку достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов целесообразно проводить по возможности одновременно.
4.1.7. В случае если кандидат представил в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации подписи депутатов и (или) глав муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
4.1.8. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий могут быть проверены с использованием данных, содержащихся в ГАС "Выборы". В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
4.1.9. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена.
4.1.10. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (если этот факт установлен в порядке, указанном в подпункте 4.2.4.1 Методических рекомендаций), либо поставлена до выдвижения кандидата), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично представителями рабочей группы в помещении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. По поручению рабочей группы опрос может быть проведен членом территориальной избирательной комиссии, включенным в состав Рабочей группы. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых при проверке достоверности подписей предусмотрено Федеральным законом и соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем непосредственно опрос может проводиться только уполномоченным на это членом рабочей группы.
По результатам проведения опроса составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса.
В случае если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации с подтверждением достоверности подписи, то избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проводит опрос в указанном выше порядке, а заявление прилагается к протоколу опроса.
4.1.11. Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (если этот факт установлен в порядке, указанном в подпункте 4.2.4.1 Методических рекомендаций), либо поставлена до выдвижения кандидата), кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным надлежащим образом, с подписью того же депутата, главы, при этом заменяемый лист остается в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вместе с иными представленными кандидатом для регистрации документами. Замену листа поддержки кандидат вправе произвести в период проверки подписей, а также после вручения ему протокола об итогах проверки не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. При этом кандидат вправе заменить лист поддержки только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
4.2. Основания признания недостоверными подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также основания, по которым подписи могут быть не засчитаны
4.2.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат и (или) глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Таким образом, если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
Если подпись, проставленная ранее, признается недостоверной, засчитывается подпись, проставленная ранее оставшихся достоверных подписей данного лица.
4.2.2. Если при проверке подписей выявляется, что депутат и (или) глава муниципального образования поставили несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись, а остальные подписи данного лица не засчитываются.
4.2.3. Признание подписи недостоверной возможно только по основаниям, прямо вытекающим из требований федерального законодательства.
4.2.4. С учетом требований пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 37 Федерального закона, можно выделить следующие основания, по которым подпись депутата и (или) главы муниципального образования может быть признана недостоверной.
4.2.4.1. Подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, в том числе проставлена лицом, являющимся главой муниципального образования, избранным на сходе граждан, либо собрана с принуждением или за вознаграждение.
В этом случае подпись признается недостоверной на основании информации соответствующего органа, подписанной уполномоченным должностным лицом, об отсутствии в составе депутатов представительного органа лица, поддержавшего выдвижение кандидата, либо о том, что это лицо не является главой муниципального образования.
Для установления факта совершения противоправных действий (принуждение или вознаграждение) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, в комиссии должно иметься решение суда, подтверждающее данный факт.
4.2.4.2. Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования нотариально не засвидетельствована.