МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 марта 2013 года

Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации (ОП 3-2013)


О применении Международных стандартов финансовой отчетности


Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), и сообщает следующее.

Отличное от положительного аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности  


Согласно статье 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" требования к форме и содержанию аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Согласно пункту 14 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" в аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Согласно пункту 1 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" модифицированное мнение может быть выражено аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.

Таким образом, в аудиторском заключении по консолидированной финансовой отчетности может быть выражено мнение о достоверности этой отчетности в форме мнения с оговоркой, отрицательного мнения или отказа от выражения мнения.

Аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в разных валютах  


В случае если организация выпускает одну консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации и в другой валюте (валютах) представления, указанное обстоятельство не подлежит отражению в аудиторском заключении по такой отчетности.

В случае если организация выпускает консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации, а затем выпускает консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, данное обстоятельство, как правило, раскрывается в последней консолидированной финансовой отчетности. При этом аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в другой валюте представления, может содержать привлекающую внимание часть. В привлекающей внимание части указывается, что организация в дополнение к консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в валюте Российской Федерации, выпустила консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, по которой аудиторской организацией выдано отдельное аудиторское заключение. Решение о включении в аудиторское заключение привлекающей внимание части принимается аудиторской организацией, как правило, исходя из цели выпуска консолидированной финансовой отчетности в другой валюте представления и предполагаемых пользователей такой отчетности.

Аналогичные действия имеют место в случае, когда организация выпускает консолидированную финансовую отчетность в отличной от валюты Российской Федерации валюте представления, а затем выпускает консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации.

В случае если организация выпускает одновременно консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации и консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, данное обстоятельство, как правило, раскрывается в каждой консолидированной финансовой отчетности. При этом аудиторское заключение по каждой консолидированной финансовой отчетности может содержать соответствующую привлекающую внимание часть.

Проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации разными аудиторскими организациями  


Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на выбор количества аудиторских организаций для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации. В связи с этим обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности организации и обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности этой же организации могут быть проведены разными аудиторскими организациями.

Назначение аудиторской организации для проведения обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности  


В соответствии с пунктом 4 статьи 91, пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьей 86 и вторым абзацем пункта 3 статьи 88 Федерального закона "Об акционерных обществах" аудитор, утверждаемый общим собранием акционеров акционерного общества (общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества с ограниченной ответственностью), привлекается для проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственного общества и его финансово-хозяйственной деятельности.

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо требований в отношении утверждения общим собранием акционеров акционерного общества (общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества с ограниченной ответственностью) аудитора для проведения обязательного аудита годовой консолидированной финансовой отчетности.

Определение признаков обесценения активов, полученных от государства для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач  


В соответствии с МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" при составлении консолидированной финансовой отчетности организация должна провести проверку активов на наличие признаков обесценения их.

Определяющим признаком обесценения активов, полученных подконтрольной государству организацией от государства в качестве имущественного взноса или в отношении которых подконтрольная государству организация осуществляет права собственника имущества для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач, возложенных на организацию государством, является отклонение фактических финансовых и нефинансовых показателей использования активов от запланированных показателей. При этом в отношении таких активов возможны запланированные операционные убытки и чистый отток денежных средств, которые могут полностью или частично компенсироваться государством (контролирующей стороной). Соответственно, показатели прибыли (уровня рентабельности) могут не являться определяющими показателями экономической эффективности в отношении таких активов.

В связи с этим, исходя из цели использования таких активов, запланированные операционные убытки и чистое выбытие денежных средств могут не свидетельствовать о наличии обесценения данных активов в отчетном периоде и не рассматриваться в качестве признаков наличия обесценения.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»