МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 февраля 2013 года N 68н

Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: "Железнодорожный транспорт"; "Морской и речной транспорт"



В соответствии с подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),

приказываю:

Утвердить Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: "Железнодорожный транспорт"; "Морской и речной транспорт" согласно приложению.

Министр
М.А.Топилин

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 марта 2013 года,
регистрационный N 27905

     

Приложение

     
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

Выпуск 52

Разделы: "Железнодорожный транспорт";
 "Морской и речной транспорт"

     

     

Введение


Разработка настоящего выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) вызвана изменением организации транспортного процесса, внедрением новых технологий на транспорте, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, а также изменением содержания труда.

ЕТКС включает два раздела: "Железнодорожный транспорт" и "Морской и речной транспорт", содержащие тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного, морского и речного транспорта.

Разряды работ установлены по их сложности без учета условий труда (за исключением экстремальных случаев, влияющих на уровень сложности труда и повышающих требования к квалификации исполнителя).

Тарифно-квалификационные характеристики каждой профессии имеют два раздела.

Раздел "Характеристика работ" содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий.

Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих документов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

В тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель может разрабатывать и утверждать с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их выполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.

Кроме работ, предусмотренных в разделе "Характеристика работ", рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструмента, содержанию их в надлежащем состоянии, чистке оборудования, ведению установленной технической документации.

Наряду с требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимся в разделе "Должен знать", рабочий должен знать: рабочую инструкцию; правила по охране труда; правила пожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте, а рабочий, тарифно-квалификационные характеристики которого предусмотрены в разделе "Морской и речной транспорт", должен знать правила пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами, места их размещения; порядок и правила оказания помощи терпящим бедствие на воде; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте; сигналы бедствия.

Рабочий более высокой квалификации, помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.

Тарифно-квалификационные характеристики разработаны на восьмиразрядный диапазон сложности работ.

В раздел "Железнодорожный транспорт" включены тарифно-квалификационные характеристики рабочих железнодорожного транспорта, в том числе машинистов и помощников машинистов (газотурбовозов, дизель-поездов, паровозов, рельсовых автобусов, тепловозов, электровозов, электропоездов), оценка сложности труда которых определяется критериями, предусмотренными локальными нормативными актами предприятий (организаций) железнодорожного транспорта.

В раздел "Морской и речной транспорт" включены тарифно-квалификационные характеристики рабочих морского и речного транспорта. Члены экипажей судов, тарифно-квалификационные характеристики которых предусмотрены в разделе "Морской и речной транспорт", должны иметь профессиональное образование и стаж плавания в соответствии с требованиями нормативного правового акта, устанавливающего порядок дипломирования членов экипажей судов.

При управлении маломерными судами: спасательными, рабочими и корабельными (гребными или моторными судами) - рабочие должны иметь удостоверение соответствующего образца.

Раздел I. "Железнодорожный транспорт"

     

§ 1. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений


Характеристика работ. Организация выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. Содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов. Осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей в элементах верхнего строения пути, на земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути. Организация и проведение работ по подготовке пути к работе в зимних условиях, очистке путей от снега и песка, содержанию и ремонту пути на пучинах и подготовке пути и искусственных сооружений к пропуску весенних и ливневых вод, ликвидации повреждений пути и искусственных сооружений, вызванных природными явлениями, стихийными бедствиями. Обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ. Проведение инструктажа по охране труда и производственной санитарии монтеров пути, обходчиков пути и искусственных сооружений, дежурных по переездам и других рабочих. Обучение рабочих бригад по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений рациональным приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах. Ведение первичного учета и отчетности.


Должен знать: устройство железнодорожного пути и искусственных сооружений; правила и технологию проведения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений; виды дефектов элементов верхнего строения пути и искусственных сооружений; габариты подвижного состава и приближения строений; правила производства измерений с помощью инструмента и приборов, применяемых при текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений; инструкции по текущему содержанию пути и искусственных сооружений, по обеспечению безопасности движения поездов при проведении путевых работ; устройство путевого гидравлического и электрического инструмента и механизмов; технолого-нормировочные карты на производство путевых работ; правила ведения первичного учета и отчетности.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примечание. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5-го разряда.

§ 2. Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта


Характеристика работ. Руководство рабочими производственного подразделения предприятий железнодорожного транспорта. Выполнение работ в соответствии с установленным технологическим процессом. Обеспечение выполнения рабочими бригады утвержденного плана работ. Расстановка рабочих, обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и деталями. Инструктаж и обучение рабочих бригады применению рациональных приемов и методов труда. Наблюдение и контроль за качеством выполняемых работ. Приемка работ и сдача объектов мастеру. Контроль за расходованием материалов. Учет объема выполненных работ и оценка их качества.


Должен знать: устройство и взаимодействие ремонтируемых узлов; технологические процессы, правила производства выполняемых работ; организацию труда на рабочих местах; нормы расхода используемых материалов; порядок учета выполняемых работ.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примечание. Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5-го разряда.

§ 3. Водитель дрезины


Характеристика работ. Управление дрезиной при движении по железнодорожным путям. Перевозка людей и транспортировка материалов, оборудования, устройств к месту выполнения работ. Выполнение маневровых работ в пределах станции. Управление крановыми установками и другими специальными механизмами и устройствами дрезины при выполнении ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Контроль и обеспечение правильности погрузки, размещения и крепления груза на дрезине и прицепной платформе. Выполнение работ по очистке гололеда с контактного провода с помощью гололедоочистительной установки. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Контроль в установленном порядке за работой устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов дрезины; проверка их состояния. Устранение неисправностей дрезины, ее подъемного и другого специального оборудования. Участие в планово-предупредительном ремонте дрезины.


Должен знать: устройство и правила эксплуатации дрезины, ее механизмов и оборудования; способы предупреждения и устранения неисправностей в работе дрезины, ее механизмов и оборудования; назначение и устройство используемых контрольно-измерительных приборов; характеристики и свойства горюче-смазочных материалов и предъявляемые к ним требования; правила перевозки людей и грузов на дрезине и прицепной платформе; правила производства погрузочно-разгрузочных и других работ, выполняемых с помощью кранового оборудования, рабочих площадок; правила работы с гололедоочистительными установками; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар дрезины и ее кранового оборудования, рабочей и переходной площадок; основы электротехники, механики и гидравлики; регламент переговоров, правила пользования переговорными устройствами.


При управлении и обслуживании съемной дрезины на железнодорожных путях общего пользования и несъемной дрезины на железнодорожных путях необщего пользования - 3-й разряд.


При управлении и обслуживании съемной дрезины, оборудованной прицепом для перевозки грузов, или несъемной дрезины с платформой для перевозки грузов - 4-й разряд.


При управлении и обслуживании несъемной дрезины с карбюраторным двигателем, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, - 5-й разряд.


При управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой мощностью до 220 кВт, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, - 6-й разряд.


При управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой мощностью 220 кВт и выше, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, или пассажировместимостью 15 человек и более - 7-й разряд.

Примечание. Помощник водителя дрезины тарифицируется: при наличии прав на управление дрезиной - на один разряд ниже водителя дрезины, под руководством которого он работает; при отсутствии прав на управление дрезиной - на два разряда ниже водителя дрезины, под руководством которого он работает.

§ 4. Вызывальщик локомотивных и поездных бригад

     
2-й разряд


Характеристика работ. Своевременное уведомление (вызов) локомотивных, поездных бригад к месту работы согласно наряду, распоряжению дежурного или нарядчика локомотивного депо.


Должен знать: расположение районов и улиц города; кратчайшие маршруты проезда городским транспортом к месту жительства работников локомотивных и поездных бригад; порядок явки работников локомотивных и поездных бригад на работу; время отправления поездов на обслуживаемых локомотивными и поездными бригадами участках.

§ 5. Вязальщик польстерных щеток

     
2-й разряд


Характеристика работ. Вязание польстерных щеток, мешочков для буксоподбивочных валиков, валиков моторно-осевых подшипников из буксовой пряжи, кордной нитки и шпагата ручным способом. Размотка и распутывание буксовой пряжи. Сортировка и подготовка буксовой пряжи, ниток и шнура в соответствии с техническими условиями производства изделий.


Должен знать: сорта пряжи и ниток, употребляемых для польстерных щеток и других изготовляемых изделий; свойства пряжи и ниток в соответствии с техническими условиями; приемы работ по перемотке и трощению пряжи; способы скручивания шнура, употребляемого на вязку польстерных щеток; размеры готовых изделий.

§ 6. Вязальщик польстерных щеток

     
3-й разряд


Характеристика работ. Вязание польстерных щеток и мешочков для буксоподбивочных валиков, валиков моторно-осевых подшипников из буксовой пряжи, кордной нитки и шпагата на основовязальных машинах. Пуск и остановка основовязальной машины. Смена иголок. Регулировка плотности вязки и натяжения нитей. Замер размеров готовых изделий.


Должен знать: устройство и взаимодействие основных частей основовязальной машины; приемы пуска и остановки основовязальной машины; номера пряжи.

§ 7. Дежурный по переезду


Характеристика работ. Обеспечение безопасного движения (в т.ч. скоростного и высокоскоростного) поездов, автомобилей и других транспортных средств на переезде. Регулирование движения по переезду всех видов транспорта. Организация в соответствии с установленным порядком пропуска большегрузных, негабаритных, тихоходных и других машин, прогона скота. Содержание в исправном состоянии и контроль за работой автоматических устройств, заградительной светофорной и звуковой сигнализации, прожекторных установок, электроосвещения, радио- и телефонной связи и других устройств на переезде. Выявление и устранение неисправностей и нарушений в работе оборудования переезда, которые могут быть устранены силами дежурного по переезду. Обеспечение мер безопасности при аварийной обстановке на переезде с использованием средств автоматического управления сигналами и приборами, ручных средств остановки поезда. Организация безопасного движения поездов и других транспортных средств при неисправном состоянии автоматической сигнализации, приборов управления автоматическим шлагбаумом, нарушении энергоснабжения, при производстве работ по текущему обслуживанию и регулировке устройств автоматики и сигнализации переезда. Ограждение переезда и подача установленных сигналов. Наблюдение за состоянием проходящих поездов, принятие мер к остановке поезда в случае обнаружения неисправностей подвижного состава и нарушений в погрузке груза, угрожающих безопасности движения.


Должен знать: устройство переезда и правила его обслуживания; принцип действия автоматических и неавтоматических с электроприводом шлагбаумов, светофорной сигнализации и заградительных светофоров; правила пользования пультом управления заградительными сигналами, устройствами заграждения переезда и автоматическими шлагбаумами; правила дорожного движения по переезду; порядок регулирования движения транспортных средств по переезду; правила прогона скота; правила предотвращения наезда поезда на транспортное средство; порядок ограждения переезда и действий при возникновении на переезде препятствий для движения поездов; виды основных неисправностей подвижного состава и нарушений правил погрузки груза, угрожающих безопасности движения поездов; инструкцию по устройству и обслуживанию переездов; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; инструкцию по сигнализации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, необходимом для выполнения работ.


При обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами (если их максимальная пропускная способность в сутки составляет до 50000 поездо-автомобилей при удовлетворительной видимости или 1000 поездо-автомобилей при неудовлетворительной видимости на подходах), а также с городскими улицами, не имеющими регулярного движения городского транспорта, - 2-й разряд.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»